Литература
2369 | 0

Диакон Андрей Кураев: «Нужно уметь молчать перед тайной божьей»

Диакон Андрей Кураев: «Нужно уметь молчать перед тайной божьей»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Диакон Андрей Кураев как-то называл себя переводчиком-коммуникатором, переводящим с «церковно-китайского» на современный русский – чтобы люди воцерковленные и внецерковные «не слишком боялись друг друга».

Творческую деятельность церковного ученого невозможно оценить однозначно, насколько разные мнения звучат со станиц прессы, телевизионных экранов, не говоря уж о реакции в интернет-сообществах. Но его труды востребованы и верующими и неверующими читателями – суммарный тираж его книг давно уже перевалил за полтора миллиона экземпляров.

Его кредо – просветительская деятельность среди молодежи, которой он старается донести одну очень простую истину о том, что не надо бояться православия, т.к. это огромный мир, открытый для мыслящего и творческого человека. В то же время церковным людям отец Андрей напоминает, что не стоит отторгать абсолютно все, что рождено вне Церкви.

Наверное, поэтому каждая встреча с Андреем Кураевым собирает в «Библио-Глобусе» такое огромное количество разноплановой читающей публики – не было ни одного вопроса, на который ученый богослов не дал бы развернутого и аргументированного ответа. В то же время он показывает, что готовых ответов на многие вопросы просто не существует и отсылает к православным первоисточникам.

«Этот мир придуман не нами». О степени нашей свободы

У человека не может быть полной и неограниченной свободы, отметил богослов. Привел очень образный пример, сравнив нашу личную свободу со свободой водителя трамвая, который не прокладывает сам трамвайные пути, но обладает некоторой свободой маневра – иногда может в ручном режиме переводить стрелки.

Действительно, мы не сами придумали и создали этот мир, у которого есть и свои законы, и своя история. «С нуля» мог начинать только Творец этого мира, поэтому наша свобода всегда относительна. Но иногда на нашем пути встречаются «стрелки»: мы можем «перезамыкать» причинно-следственные связи, и какой бы выбор мы ни сделали, у него обязательно будет своя история в прошлом.

О астрологии и об отношении Церкви к науке

Если наука что-либо утверждает, то Церковь, как правило, соглашается.

Например, Церковь принимала сначала геоцентризм, затем, по прошествии времени, гелиоцентризм, т.е. аргументы и факты, приводимые учеными, почти всегда учитывались. Ведь в самой Библии нет натурфилософии, ни разу даже не упоминаются названия планет (кроме Венеры), нет описаний животных, растений и т.п. Поэтому, опираясь только на Библию, нельзя составить целостную энциклопедическую картину мира.

Средневековая культура, беря из Библии историю еврейского народа, историю греческого народа взяла у Геродота, у римских писателей – историю Рима, а у античных авторов позаимствовала ту самую натурфилософию. Но существовало важное условие – данные не должны противоречить Библии.

Что касается астрологии – деление небосвода по знакам зодиака было общепринято, в церковной живописи и в храмах имел место такой образ мироздания. Дать имена всему, что вокруг – это способ очеловечивания мира, но при этом не принимался главный постулат астрологов о влиянии звезд на характер людей. Поэтому астрология с точки зрения Церкви скорее относилась к области человеческой слабости – римские папы, византийские императоры, даже царь Иван Грозный обращались к астрологам, и Церковь это терпела.

Об исламе и Святой Троице

И мусульмане согласятся с тем, что Бог непостижим, уверен отец Андрей, поэтому нужно с крайней осторожностью говорить о том, что Бог чего-то не может. Например, мусульманские апологеты убеждены, что у него не может быть сына. Но Богу подвластно все, это мы принимаем как аксиому. Нужно уметь молчать перед тайной Божьей и принимать Его непостижимость. Бог не единичен, он сверхчисленен и находится «по ту сторону» наших дихотомий.

О Божьем наказании

Вопрос из зала прозвучал так: «Кто нас наказывает – Бог, или мы сами себя наказываем, нарушая Слово Божье»? И то, и другое: с одной стороны, человек сам себя наказывает в своем грехе, –трактует богослов, – но, с другой, – славянское слово «наказ» означает «урок, вразумление».

Типичный пример – история России. Андрей Кураев напомнил слушателям слова Черчилля, когда тот однажды сказал «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была уже видна» (Об итогах Первой Мировой войны – прим.ред.). А может, у Господа были свои замыслы о нашей великой стране?

Ксения Ангел,

внештатный корреспондент.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.