В прошлом году на Алтае практически подряд прошли Шукшинский фестиваль и дни памяти Михаила Евдокимова.
Режиссер-документалист, председатель Алтайского отделения Союза кинематографистов Владимир Кузнецов был близко знаком с обоими легендарными земляками.
- В этом году будет 90-летие Василия Шукшина. А в прошлом, неюбилейном, члены его семьи на фестиваль приезжали?
- Нет. Лидия Николаевна (вдова, актриса Федосеева-Шукшина. - Ред.) не смогла приехать по состоянию здоровья. Но на Алтае осталось довольно много родни Василия Макаровича. Из самых близких - родной племянник Сергей, сын сестры, он приезжает.
Всегда бывает и Мария Ивановна - первая жена Шукшина. Ей тоже под 90. Она скромный человек: придет, тихо сядет в сторонке. Не многие из приезжающих на фестиваль сейчас знают, кто она. Но Мария Ивановна свою любовь к Василию Макаровичу пронесла через всю жизнь. И до сих пор любит его, это видно. Семьи, детей у нее нет - не сложилось. Она одна.
- Вы снимали кино о Михаиле Евдокимове и Валерии Золотухине, были с ними дружны. Какими они остались в вашей памяти?
- Оба, безусловно, личности. Миша - настоящий русский мужик из глубинки. Большая душа, широкая. Ранимая. У него слезы выступали на глазах, когда видел чужое горе, так горячо сочувствовал.
Местным старикам деньгами помогал из личных средств. И даже, бывало, заборы приколачивал - сам, лично, понимая, что одинокой старухе, например, больше некому помочь. Люди его любят и помнят.
Иногда, правда, возникают споры, каким он был губернатором - грамотным или «недотягивал». Я считаю, мог бы со временем стать отличным управленцем. Просто времени, к сожалению, не хватило вникнуть в хозяйственные дела - ушел на взлете.
Я вообще считаю его героем нашего времени. У нас сейчас пытаются ставить в пример героев зарубежных - суперменов каких-нибудь. А ведь имеются свои великолепные люди, талантливые, которые могли бы стать примером для молодого поколения. Мы, например, сделали цикл фильмов о наших великих земляках - о Евдокимове, Калашникове, Шукшине, Золотухине.
- Федеральные каналы такие фильмы практически не показывают, нынче там популярен иной жанр - шоу.
- Сейчас даже работы отечественных мастеров жанра редко увидишь, разве что по каналу «Культура». А молодым и вовсе на экраны не пробиться. Зрителей отучили от хорошего кино, приучив к клиповому мышлению. К сожалению, потребуются годы, чтобы повернуть процесс вспять.
- На ваш взгляд, что они, будь живы, сказали бы о современном кино? Шукшин, Золотухин...
- Я думаю, Василий Макарович за словом в карман бы не полез, у него лексика была... народная, выражений не выбирал - припечатает так, что держись. И Валерий Сергеевич не был от современного кино в восторге. Далеко не на все предложения соглашался. Хотя в его творческой биографии последних лет есть работы спорные, которые не все принимают.
- «Дозоры», например?
- За «Дозоры» я в свое время получил нагоняй от Лидии Николаевны Федосеевой-Шукшиной. Мы этот фильм включили в Шукшинский фестиваль. Потому что других свежих картин с участием Валерия Золотухина не было. Она мне позвонила: «Володя, что ты делаешь - в Шукшинский фестиваль такой фильм включил?!» Ей не нравился категорически, она меня отругала.
А в этом году для фестиваля мы и вовсе с большим трудом набрали материал - несколько фильмов, которые более или менее отвечают духу Василия Макаровича. А ведь фильмов снимают много! Но смотреть нечего и выбирать не из чего...
- У вас есть идеи, рецепты, как поддерживать достойных авторов, продвигать качественное кино?
- Продвигать достойное кино надо, в том числе документальное, которое как ничто развивает аналитическое мышление. Была принята куча программ, например «Кино в школе» - показывать бесплатно мировую классику. Но проект провалился. Потому что в школах отказали: мол, дети и так перегружены. Что делать? Надо начинать с законодательного уровня. Волевыми усилиями заставить телевидение и школы показывать достойные киноработы. Других способов я не вижу.
Виктория Катаева.
Фото: Г. Усоев,
ТАСС/В. Будан, Б. Кавашкин.