Сериал «Бесы» Владимира Хотиненко на канале «Культура» стал для меня телесобытием недели.
![«Бесы» на все времена - фото](/images/photos/medium/article411874.jpg)
Я далека от того, чтобы упрекать режиссера за какие-то отступления от первоисточника. Прекрасно понимаю, роман и кино - это два самостоятельных произведения, хоть и взаимосвязанных. Тем более что Хотиненко честно указал: его сериал по мотивам.
Конечно, здорово, когда знакомство с романом происходит прежде, чем с фильмом, но, думаю, этот телесериал многих побудил обратиться к Достоевскому: смотрится он на одном дыхании.
Писатель сумел политический памфлет превратить в глубочайшее исследование души. Его герои мучительно ищут ответы на вопросы, которыми задаемся и мы. Что есть добро и зло? На что готов пойти человек ради власти, славы или денег? Где граница власти одного человека над другим? И что происходит с душой, когда моральные законы молчат?
Анатомически точно Достоевский показывает: убери нравственный стержень из человека и он моментально превращается в зверя. Именно это впоследствии нам ярко и масштабно продемонстрировала революция. Так что «Бесы» - роман еще и провидческий. Бесы, победившие в человеке человеческое, бесы, разрушающие личные судьбы, бесы, способные погубить государство... Все это было и никуда не делось за прошедшее столетие. Кружок «наших», его идеолог и главный бес Верховенский так узнаваемы!
«Мы проникнем в самый народ, - говорит он. - Наши не только те, что режут и убивают... Учитель, смеющийся с детьми над их Богом и их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного, богатого убийцу, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущения, наши... Наших много... Нынче же у каждого ум не свой. Русь спасовала перед дешевкой...»
Цитировать можно бесконечно. Предупреждения прозвучали - выводы не сделаны. Печально, но история ничему не учит...
Татьяна Полякова.
Фото: «Россия-1».