А вот в сердцах миллионов людей Инна Михайловна останется навсегда. Сейчас даже трудно представить, что талант такого масштаба разглядели и оценили не сразу...
ТЯЖЕЛАЯ БОЛЕЗНЬ
Инна Чурикова попала в больницу еще 4 января. А 14-го у нее вдруг остановилось сердце... Хотя слово «вдруг» тут не совсем уместно. Как оказалось, Инна Михайловна давно и тяжело болела. Но скрывала. Когда приходилось ложиться в клинику, просила близких говорить, что это плановое обследование, что ничего страшного...
Хотя были и экстренные госпитализации из-за травм. Такие истории, конечно, трудно было замолчать - они утекали в прессу, в интернет: то коллеги проговорятся, то медперсонал... И народ удивлялся, что очень уж часто у Чуриковой случаются инциденты с переломами. Так, в 2011 году Инна Михайловна, возвращаясь с гастролей, поскользнулась на мокром полу в аэропорту, упала и сломала кисть руки. В 2012-м поскользнулась в гололед у театра и получила перелом уже обеих рук. Зимой 2016 Чурикова вновь неудачно упала на льду, и опять перелом руки!
В 2019 году актриса травмировалась во время спектакля - оступилась и упала со сцены в зрительный зал: ее увезли на скорой с переломами ребер. И уж совсем драматический случай произошел в июле 2022 года, когда у Инны Михайловны после очередного неудачного падения были диагностированы переломы ребер, грудины и подвздошной кости.
Конечно, многие стали задаваться вопросом: почему она так часто падает? И только сейчас выяснилось: у Чуриковой в головном мозге разрастались кисты. Из-за них возник побочный эффект - нарушение координации. Но удалить новообразования врачи не решались из-за опасений, что актриса не выдержит операции - у нее было слабое сердце...
«ПОСМОТРИТЕ НА СЕБЯ В ЗЕРКАЛО!»
Сердце было слабое, а характер - сильный. Жизнь его закалила. У Чуриковой ведь было трудное детство: родители развелись, девочка росла только с мамой. Жили очень бедно, у маленькой Инны из игрушек были только цветные карандаши. А на должность любимой куклы была назначена перевязанная нитками варежка... Но возможно, что как раз отсутствие игрушек способствовало бурному развитию фантазии. Маленькая девочка создавала вокруг себя воображаемый мир, в котором могла примерять любые образы.
Способность перевоплощаться сделала ее звездой школьной самодеятельности. Чурикова постоянно участвовала в спектаклях и концертах! И решила, что непременно станет актрисой...
В 9-м классе она была зачислена в творческую студию при столичном театре им. Станиславского. А после школы отправилась штурмовать театральные вузы. В Щукинском училище ей отказали без объяснения причин, а в Школе-студии МХАТ прямо указали на «нефактурную внешность». Инна Михайловна рассказывала: «Экзаменатор глянул на меня и спросил напрямик: «А знаете ли вы, кто есть Афродита?» Я замотала головой. «Это богиня красоты, - назидательно пояснил педагог. - Идите и посмотрите на себя в зеркало!» Я действительно зашла в туалет, посмотрела на себя в зеркало и расплакалась. Потом, еще раз всмотревшись в черты своего лица, сказала себе: «У меня своеобразное, необычное лицо, и не каждый может его оценить». Знаете, от себя никуда не уйдешь. Если есть сильное желание, можно сказать, недуг, стать актером, все сложится рано или поздно».
У нее действительно все сложилось. Не сразу. Но Чурикова была настойчива и с пути не сворачивала, несмотря ни на что. Пролетев мимо мхатовской студии и легендарной Щуки, поступила-таки в Щепкинское училище. Окончила с красным дипломом.
Впрочем, он не слишком помог ей при трудоустройстве: от Чуриковой и театры отворачивались. Ее взяли только в ТЮЗ, где она играла в детских постановках различных зверушек и сказочных героинь. Изредка снималась в кино и в каких-то телепостановках. Одну из них случайно увидел по телевизору Глеб Панфилов, который тогда готовился к съемкам фильма «В огне брода нет»...
ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
«В 1965-м, когда я, еще в Свердловске, писал режиссерский сценарий этого фильма, я увидел кончик какой-то телепередачи и в ней - лицо девушки, - вспоминал режиссер. - Как я понял из отрывка, который довелось ухватить, она играла школьницу, которой очень хотелось побывать на каком-то вечере, но что-то мешало, и вот наконец она туда попала и, счастливая, танцует. Я увидел ее лицо и сразу понял: вот Таня Теткина. Ждал титров, но их не было. Позвонил на студию - никто ничего не знает. Три месяца заняли поиски, но результатов не дали. Время шло, я занимался подбором актеров, в том числе и на роль Тани Теткиной. В Ленинграде даже нашел замечательную девочку, она была студенткой Ленинградского политехнического института. Но в это время сценарий прочитал Ролан Быков и сказал мне: «Я знаю гениальную актрису на роль Теткиной!» И назвал ее имя: Лидия Чурикова. Я немедленно отправил в Москву второго режиссера, и тот сообщил: да, есть такая Чурикова, но не Лидия, а Инна... Вот так мы встретились».
А Инна Михайловна вспоминала о судьбоносной встрече с главным человеком в своей жизни так:
«Больше всего я была поражена и даже напугана самим Панфиловым. Красивый, видный, всего на девять лет старше меня, а такой образованный, умный, талантливый и своеобразный. Я смотрела на него и слушала с раскрытым ртом. И влюбилась в него сразу же и бесповоротно, хотя надеялась на взаимность еще меньше, чем на получение главной роли в его фильме».
Но взаимность возникла. В 1970-м Чурикова и Панфилов поженились. И это был изумительно счастливый союз во всех отношениях. Муж, конечно, сделал максимум для того, чтобы многогранный талант Инны Чуриковой раскрылся во всем своем великолепии. Благодаря киноленте «Начало», сценарий которой Глеб Анатольевич специально написал для любимой супруги, об артистке начали говорить в профессиональных кругах. Чурикова была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран», а фильм был с восторгом принят на фестивале в Венеции. Карьера ее рванула в гору. Она стала много сниматься. И фильмы с участием Чуриковой теперь считаются народным достоянием: «Военно-полевой роман», «Тот самый Мюнхгаузен», «Ширли-мырли», «Курьер», «Васса»... Ее театральные работы тоже всегда вызывали восхищение, но успех в профессии для Инны Михайловны был, судя по всему, не главным в жизни...
РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ
На первом месте у Чуриковой всегда была семья - обожаемый муж и единственный сын Иван, появившийся на свет в 1978-м.
«Знаете, когда я была по-настоящему счастлива? Когда родила наше с Глебом сокровище, - призналась как-то актриса. - Мы все в палате - а нас там было девять человек - так готовились к первому свиданию! По очереди прихорашивались перед маленьким зеркалом, которое висело над раковиной: мои милые соседки повязывали белые косыночки и становились похожими на мадонн! Потом пришла нянечка, стала смело так раскидывать детей, мы их ловили... И вот каждая осталась наедине со своим масипуленьким - и только чмоканье слышалось в палате. Как я была счастлива!»
Сын и муж Инны Чуриковой сейчас, когда ее больше нет рядом, просто раздавлены горем.
- Вот так вышло. Никто не ожидал, - сокрушается Глеб Анатольевич. - Очень-очень больно. Нет сил это больше выносить.
Инна Михайловна, к слову, тоже совсем не готовилась к смерти, хоть и проболела все последние месяцы. Но вроде бы уже шла на поправку. И в феврале планировала вернуться на сцену родного «Ленкома». Увы... «Жизнь проходит настолько быстро, словно пакет бритвой разрезали», - сказала она как-то. Вот и ее жизнь прошла... Но нам, тем, кто остался, стоит прислушаться к мысли, которую актриса высказала в одном интервью. Потому что в этом, наверное, секрет ее счастья:
«Я считаю, что в любой мелочи можно найти что-то хорошее. Надо уметь жить настоящим. Надо ценить то, что есть сегодня, любить каждую секундочку, которую дарит жизнь. И если даже на душе печально, находить какую-то радость. Утром просыпаться с этим состоянием души. Так неприятно, когда люди начинают жаловаться. При этом понимаю, что многим живется очень трудно. Тем не менее надо как-то переключаться, понимая, что трудности пройдут, а ты потратишь время на недовольство, брюзжание... Как-то надо себя поворачивать на другое состояние души».
Лидия Мезина.
Фото: А. Любимов/АГН «Москва»