Новости культуры и искусства
973

Быть или не быть независимому кинобизнесу

Быть или не быть независимому кинобизнесу

30 мая Владимир Мединский поведал миру о разрабатываемом Минкультуры законопроекте, по которому за право проката дистрибьюторам придётся платить 5 млн рублей в Фонд кино.

И все для того, чтобы ликвидировать засилье голливудского мусора, расчистить место в кинотеатрах для российских картин, ну и помочь нашим творцам деньгами, изъятыми у акул капитализма. Этот проект - продукт совместного творчества чиновников министерства и неназванных продюсеров, обеспокоенных состоянием российского кинематографа.

Важно сразу сказать, что данное гениальное порождение министерской и продюсерской коллективной мысли - это полная, абсолютная катастрофа для кинобизнеса в России, которая приведет к исчезновению из репертуара кинотеатров любых фильмов, кроме голливудских и российских блокбастеров, ну и, параллельно, к закрытию всех независимых кинопрокатных компаний.

А также к закрытию кинозалов и кинотеатров, приучивших своего зрителя к немассовому кинопродукту. Никакое российское кино с потенциалом менее 200 млн в случае реализации этих планов никогда более не попадет в кинотеатры.

Его просто некому будет прокатывать! Ужасно хочется узнать фамилии продюсеров, считающих такие меры необходимыми. Страна и коллеги должны знать своих героев.

Идея закрыть дорогу в кинотеатры зарубежному мусору - это полная чушь. Для начала хотелось бы увидеть список хотя бы из 10 примеров этого «мусора» с количеством отданных ему сеансов.

Прежде всего, где критерии «мусора»?

Кинокритики? Но по любой фестивальной картине мнения будут противоположными, не говоря уж о массовом кино.

Награды? Но мы можем прокатывать фильм летом, когда он не имеет никаких наград. Дождь из наград может пролиться в конце года, в наградной сезон.

Бокс-офис? Тогда голливудские комедии «ниже пояса» и хорроры - это шедевры, а обладатели главных наград всевозможных фестивалей - это и есть искомый мусор.

У меня, допустим, есть свои собственные критерии, но, боюсь, они радикально не совпадают со вкусами министра. Но это ни хорошо и ни плохо. Это нормально. Каждый должен иметь право смотреть то, что ему по вкусу.

Российский бокс-офис 2016 года - примерно 52 млрд рублей. В России работает около 30 кинопрокатных компаний. Из них семь - 4 представительства голливудских мэйджоров, плюс ЦПШ (прокатчик фильмов Paramount, избранных российских блокбастеров и ряда картин, которые они покупают сами), плюс «Наше кино» С. Сельянова и «Базелевс» Т. Бекмамбетова - собрали около 50 млрд рублей в год.

На долю остальных 23 компаний пришлось около 2 млрд рублей, т.е. 4% «пирога». Но именно эти компании выпускают львиную долю артхаусного зарубежного и «неблокбастерного» российского кино. У всех одна арифметика и всем, похоже, придется закрыться в случае принятия этого фантастического по своему безумию проекта.

В 2016 году в прокат вышел 461 фильм. По данным сайта www.kinobusiness.com сборов выше 200 млн в 2016 удалось достичь 68 фильмам, выше 100 млн собрали 97 фильмов. Если государство рассчитывает на «оброк» в размере 500 х 5 млн = 2,5 млрд рублей - это сладкая мечта. Выживут те самые 7 компаний, прокатывающие 70-80 фильмов в год, которые заплатят максимум 400 млн. И все.

Указанные выше 97 фильмов занимали около 95% всех сеансов. На оставшиеся почти 400 фильмов пришлось 4-5%... Здесь и пресловутый независимый мусор, и фестивальные шедевры, и артхаус-мейнстрим, и российское кино, чьи создатели не договорились с первой пятеркой прокатчиков. «Наше кино» и «Базелевс» прокатываются только свой продукт. Где же искомое «засилье голливудского мусора» в кинотеатрах?!

Более-менее безболезненно заплатить 5 млн рублей можно позволить себе лишь за фильм, собравший в прокате не менее 200 млн. От 100 до 200 млн – уже непомерный груз, менее 100 – невозможно.

Таким образом, за бортом остаются любые фестивальные фильмы, обладатели премий «Оскар», «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, итальянские комедии, французские драмы. В кинотеатрах не будет фильмов Вуди Аллена, Джима Джармуша, братьев Коэн и т.д.

Освободившиеся 4% сеансов – помогут ли они развитию отечественного кинематографа?! Получат ли российские фильмы эти сеансы или они отойдут условным «Пиратам Карибского моря»?

Государству не удастся получить от независимых компаний искомые 5 млн/фильм. Как только станет очевидным, что принятие такого решения неминуемо, боюсь, большинство закроется.

Простейший и очевидный пример. В прошлом году мы выпустили в прокат 16 картин, общие сборы - 84 млн рублей, 39 млн - наша доля, 45 млн - доля кинотеатров. Если бы мы заплатили государству за право выпуска 16 картин по 5 млн, это составило бы 80 млн рублей.

Т.е. убыток только на данном этапе составил бы 41 млн. Плюс затраты на выпуск, на закупку этих картин, аренда, зарплата... Вывод очевиден. Чья-то злая воля уничтожает наш бизнес, малый бизнес, о поддержке которого постоянно говорится с высоких трибун.

Возможности даже самых крупных компаний не безграничны. В среднем каждая выпускает в год около 15 картин. Это максимум 100 фильмов в год на 7 выживших компаний. Среди них окажется максимум 20 российских фильмов. Больше ни один российский фильм в прокат не выйдет. А сколько их снимается? А сколько проектов ежегодно получает поддержку из денег налогоплательщиков? А сколько частных инвесторов могли бы вложиться в кинопроизводство? Что делать с остальными фильмами?

Министр обещает, что уплаченные 5 млн нам вернут в конце года специально обученные люди, если признают фильмы шедеврами. Но где критерии шедевров? Да и судьи кто? Почему наш бизнес должен зависеть от чьего-то субъективного мнения? Для новых коррупционных схем открываются широчайшие возможности. Да и где компания с оборотом пусть не 80 млн, как у нас, а даже в 10 раз большим, возьмет 80 млн, которые она сможет заморозить на год в ожидании чуда?...

Вернут ли? Смешно полагаться на добрую волю людей, пытающихся уничтожить наш бизнес. Их задача иная – известная со времен Стеньки Разина - изъять у нас деньги и грамотно «перераспределить». Ну а мы невольно оказались в роли персидской княжны.

Можно сделать парадоксальный вывод: инициатива министерства культуры России приведет к абсолютной и окончательной победе в нашей стране голливудских студий.

Михаил Додзин.

Фото Pixabay.com

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)

© 2019. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru