До столкновения частного гидросамолета Cessna и вертолета Robinson-44 над Истринским водохранилищем, унесшего жизни девяти человек, проблемы малой авиации обсуждались много и скандально, но все больше в своем профессиональном кругу. Только августовская трагедия вывела эту тему на государственный уровень. Что на самом деле происходит сегодня в российском небе и контролирует ли кто-нибудь полеты летчиков-любителей?
Каждый год в малой авиации случаются порядка 15-20 катастроф, но лишь некоторые из них становятся достоянием прессы. Впрочем, сами пилоты-любители не сильно радуются появлению прессы. Редкие попытки представителей СМИ выяснить, что происходит в этой области и почему погибают люди, всегда натыкаются на стену непонимания со стороны самих авиаторов и тем более чиновников, которые призваны хоть как-то их полеты контролировать. И вот теперь завеса приподнялась, но заговорили уже не авиаторы, а следователи.
«В воздухе сегодня с малой авиацией творится настоящая вакханалия. Если не начнем наводить порядок в воздухе, то завтра получим такую же ситуацию, как на автомобильных дорогах, когда каждую неделю случаются катастрофы», - сказал представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ НЕ ДЛЯ БЕДНЫХ
Собственный самолет или вертолет - удовольствие дорогое. Только для того чтобы пройти первоначальное обучение и получить свидетельство пилота, потребуется выложить в среднем от 500 до 900 тысяч рублей. Но и это не предел. «Уже когда курсант приступил к обучению, выясняется, что требуется оплатить множество дополнительных расходов, поэтому реальная стоимость зашкаливает за миллион рублей», - просветил нас пилот-любитель Дмитрий Кнышов. Купить собственный летательный аппарат на сегодняшний день не проблема, куда сложнее его официально оформить. Но для человека с деньгами и это не вопрос. Если он не пожалел 500-700 тысяч долларов (столько стоит, например, новый вертолет Robinson-44), то решить проблемы с чиновниками на земле традиционным русским способом он наверняка сможет.
За топливо придется отдать около 5 тысяч рублей в час, техническое обслуживание - не меньше 50 тысяч рублей в год. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в малой авиации летают люди далеко не бедные. «Чаще всего и поведение соответствующее: полная вседозволенность - что на земле, что в небе», - объясняет Кнышов. Закрытость авиационного сообщества, по его словам, во многом определяется именно этим фактором - пилоты, среди которых немало представителей бизнеса и государственной службы, чаще всего не в восторге от того, что кто-то узнает об их супердорогом увлечении.
Впрочем, есть в малой авиации энтузиасты-любители, которых сложно назвать богачами. За неимением больших средств они покупают старую технику, в меру своих способностей и возможностей пытаются ее отремонтировать. Популярностью пользуются даже привезенные из Европы «конструкторы», из которых можно соорудить простенький летательный аппарат. Правда, на Западе предполагается, что собирать «конструктор» будут все-таки профессионалы. В России это делают все кому не лень, собственными руками, исходя из личного представления о том, как должен быть построен самолет.
Но даже самоделка требует немалых денег, поэтому пилоты-любители просто вынуждены на свой страх и риск подрабатывать «покатушками», развлекая любопытствующих сограждан ознакомительными полетами. Если проследить за статистикой катастроф в малой авиации, то нетрудно заметить, что практически все погибшие борта были с пассажирами.
МЕЖДУ ТЕМ Подделка документов имеет место не только в малой, но и в гражданской авиации. Два года назад ФСБ Петербурга и транспортная полиция по СЗФО заявили о том, что один из учебных центров выдал незаконные удостоверения 60 летчикам, получившим допуск к полетам в 14 авиакомпаниях страны. |
«Покатушками» подрабатывал и пилот Cessna Михаил Ермольчев, разбившейся над Истринским водохранилищем. Свидетели утверждают, что он долго ходил среди посетителей пляжа, предлагая подняться в воздух - всего полторы тысячи с человека за 15 минут. Но люди испуганно отказывались. Накануне этот самолет то опасно пролетал в нескольких метрах от земли, то слишком резко уходил вверх. У большинства зрителей сложилось впечатление, что пилот или неопытен, или не слишком вменяем. Только к вечеру Ермольчеву удалось найти клиентов, согласившихся уйти в свой последний полет.
НЕЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА
Еще 10 лет назад в Московском регионе на официальном учете стояло всего немногим больше 100 частных самолетов. Сегодня их уже под 800. Бешеный рост малой авиации многие специалисты связывают с изменениями в правилах полетов. Вот уже пять лет в стране действует так называемая уведомительная система. Это значит, что для того чтобы подняться в воздух на законных основаниях в определенных зонах, надо лишь позвонить в соответствующую службу или написать электронное письмо. Все - можно лететь!
Раньше от пилотов требовалось за несколько дней подавать заявку на полет и ждать добро, которое могли и не дать. Представители малой авиации жаловались: из-за таких драконовских мер спокойно летать невозможно. И они, дескать, просто вынуждены партизанить, пряча свои самолетики на дачных участках, обманывая проверяющих и всячески нарушая нормы, правила и законы.
Когда драконовские меры отменили, пилоты почувствовали себя куда свободнее. Частный авиапарк стал расти как на дрожжах, но порядка вопреки ожиданиям больше не стало. Два года назад московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков заявил даже о необходимости создания Госавиаинспекции, организации штрафных стоянок для самолетов и вертолетов, а также о повышении штрафных санкций к авиавладельцам. Сегодня максимальный штраф для пилотов-любителей 5 тысяч рублей. Разве это деньги для тех, кто тратит на свое увлечение миллионы?
По словам прокурора, частные авиаторы приспособились незаконно организовывать свои стоянки везде, где им удобно, даже около крупных аэропортов, ничуть не смущаясь тем, что мельтешение их «малышек» может сильно навредить большим самолетам.
Число взлетно-посадочных полос растет с огромной скоростью - в Подмосковье в 2010 году их было всего 32, сегодня - больше 50. Часто эти площадки даже не оформлены надлежащим образом, и надзорные органы обнаруживают их на тех участках земли, которые по документам предназначались, например, для сельского хозяйства. Подрабатывающие «покатушками» пилоты должны получать специальную лицензию, но это правило игнорируется. От уровня подготовки новоявленных пилотов специалисты чаще всего впадают в ступор, ничуть не сомневаясь в том, что летную лицензию они купили вместе с самолетом. А такие мелочи, как эмоции дачников и жителей деревень, над головами которых с ревом и грохотом проносятся железные «птички», никто и не обсуждает.
«Порой мы даже не можем проверить техническое состояние воздушного судна. По закону это делается совместно с представителем контролирующего органа и в присутствии владельца. И вот мы стоим перед самолетом, а владельца нет, и, где он, никто не знает. На следующий день приходим - самолета уже нет», - рассказывал Владимир Тюльков.
Сразу после катастрофы над Истринским водохранилищем официальные лица начали делать громкие заявления. Депутаты Госдумы предложили ужесточить выдачу летных лицензий. Росавиация планирует увеличить штрафы за нарушения правил полетов. Не исключено, что теперь частным авиавладельцам придется платить до 3 миллионов рублей. Вице-премьер Дмитрий Рогозин дал промышленности поручение создать оборудование на базе ГЛОНАСС для малой авиации. И хотя в интервью Рогозин деликатно подчеркнул, что новая электроника будет помогать пилотам ориентироваться в воздухе, сами авиаторы не сомневаются, что с помощью новинки надзорные органы собираются отслеживать их передвижения. Но для того чтобы это произошло, должны были погибнуть люди. Не зря говорят, что в авиации правила кровью пишутся...
Наталья Пуртова
Фото FOTODOM.RU, 1TV.RU
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Михаил БРЯЧАК, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту:
«Нужно ужесточить требования при выдаче лицензий пилотам, чтобы избежать подобных происшествий. Воздушный кодекс РФ предусматривает все меры безопасности, это относится и к малой авиации. Только соблюдение этих правил обеспечивает безопасность полетов. К сожалению, пилот гидроплана их проигнорировал, что привело к такому трагическому результату. Думаю, должны быть специальные комиссии, которые бы рассматривали возможность получения разрешений и допусков к полетам».
Сергей ИЗВОЛЬСКИЙ, советник руководителя Росавиации:
«Федерация любителей авиации на протяжении многих лет незаконно выдавала свидетельства пилотов на коммерческих условиях. В России такие документы могут оформляться только государственными органами, а не общественными организациями. Это все равно что получить водительские права не в ГИБДД, а в какой-нибудь федерации любителей ретроавтомобилей. Авиационные власти знали об этих фактах и на протяжении многих лет обращали внимание правоохранительных органов на такую практику».