Призывы политиков и чиновников накормить россиян отечественными продуктами остаются пустыми словами - государство не вкладывает деньги в развитие сельского хозяйства. А без средств и помощи фермерам никакого импортозамещения в стране не будет.
На что это похоже? Фермеры покупают на последние деньги взлетевшие в цене бензин и солярку для техники, закапывают в землю дорогущие импортные семена (со своими у России напряженка) и прекрасно понимают, что урожая не будет. Либо вмешается погода и он пропадет, как прошлой осенью у омских аграриев, когда из-за дождей и раннего снега они теряли по 2,5 миллиона рублей с 400-450 гектаров, либо сельхозпроизводители не найдут средств для ремонта машин и не смогут выбраться на поля. Или собранное не уцелеет до зимы - регионы до сих пор не обзавелись овощехранилищами.
Это не посевная - пышные проводы. Депутаты Госдумы просят главу правительства РФ Дмитрия Медведева выделить фермерам 15 млрд рублей на проведение весенне-полевых работ. Ассоциация крестьянских и сельскохозяйственных кооперативов России считает, что на них требуется 180 млрд рублей. Сами аграрии говорят о 250-255 миллиардах. По их прогнозам, посевная кампания-2015 серьезно подорожает.
ПРОГРАММА ИМПОРТУМЩЕНИЯ
«Лучше не думать о том, что нас ждет. В прошлом году Россельхозбанк выдал кредиты крупным агрохолдингам. Их в стране не больше 25. 90% средств получили они, 10% - мы, мелкие сельхозпроизводители, - констатирует факт глава крестьянско-фермерского хозяйства «Земляки» из Татарстана Владимир Аппаков. - С января банки не дают ни копейки, крутят заявления по три месяца. Оформляешь документы в начале марта, с ответом тянут до июня. И на кой фермеру летом кредит на весенние работы? Мои коллеги из Волгоградской и Астраханской областей пересматривают перспективные планы. Например, отказываются сеять позднюю капусту и другие овощные культуры, потому что скоро откроются границы, на рынок вернутся европейские товары, и мы со своим импортозамещением сядем в калошу. Государство кидало нас до войны с Украиной, предаст и после нее. Минсельхоз России называет фермерство выгодным направлением, а я вам скажу: надо быть идиотом, чтобы сейчас в это ввязываться».
Опытные аграрии популярно объяснили корреспонденту «Мира новостей», как их «обогащают» региональные программы импортозамещения. Чтобы посадить картофель на 10 гектарах земли, фермер тратит 2,4 миллиона рублей из собственного кармана: на семена, обработку, дизтопливо и удобрения. За продажу урожая получает 2 миллиона рублей и остается в убытке. Понятно, что ему нужны кредиты, субсидии. Но, как недавно заметил губернатор Забайкальского края Константин Ильковский, на деньги, выделяемые российским хозяйствам, даже марихуану невыгодно выращивать.
Судя по ежегодным отчетам Минсельхоза, государство регулярно оказывает финансовую поддержку фермерам - предоставляет им гранты. Но средства теряются по дороге. Само министерство признало, что в 2014 году Астраханская и Архангельская области, Республика Алтай не довели до сельхозпроизводителей ни одного рубля. Будто в других регионах иначе. В Аскизском районе Хакасии аграрии с декабря ищут пропавшие 1,2 млн рублей.
Местному фермеру в 2014-м выделили грант в размере 3 млн рублей на установку модульного цеха по переработке молока. 1,8 млн перечислили ему перед Новым годом, остальная часть суммы... исчезла. Человек планировал решить вопросы водо- и энергоснабжения, открыть мини-завод, но у чиновников были какие-то свои расчеты.
«ВЫГОДНОЕ» НАПРАВЛЕНИЕ
В 2015-м российские аграрии стали реже прибегать к банковским кредитам, и нынешние суммы, взятые ими на проведение весенне-полевых работ, в два раза ниже прошлогодних.
«Многие бросают фермерство. Надоело биться головой о стену. А кто и когда нам помогал? Банки динамят. Погектарное субсидирование от государства - мизер. Деньги, выделенные на развитие программы импортозамещения, уходят в крупные холдинги. Аграрной политики не существует, - рассуждает директор уральского фермерского хозяйства «Галкинское» Василий Мельниченко. - Если Россия наладит отношения с Европой, снова будем есть голландскую картошку, не наладит - перейдем на египетскую. В отечественных фруктах, овощах, зерне, мясе и молоке правительство России не заинтересовано. Никого не волнуют рост цен, спекуляции поставщиков и продавцов. Никого не беспокоило, что зимой в магазинах были продукты, но у людей не было денег, чтобы их купить. Превосходно, к лету не будет ни средств, ни товаров... Чиновники из Минсельхоза говорят, что программа по импортозамещению потребует увеличения поголовья скота и кормовой базы, что на фоне снижения реальных доходов населения увеличится спрос на хлебобулочные изделия и крупы. И при этом подписывают приказы, ставящие крест на животноводстве. Из всех крестьянских хозяйств в регионах уцелела треть, и я никому не пожелаю такой судьбы, как у них».
Мельниченко занимается фермерством с 1988 года. В 1998-м он был в списке самых богатых людей Свердловской области. Превратил уральский поселок Рассвет в райский уголок - построил дороги, жилье для работников сельского хозяйства, плотину. Но однажды к нему нагрянули 25 амбалов (Мельниченко называет их подбандитиками). Гости облили производственные помещения горючим и подожгли. Василий Александрович стал беднее на 36 млрд рублей и следующие 10 лет законным путем пытался их вернуть. Так ничего и не добившись, начал все сызнова - возглавил КФХ «Галкинское», купил 8 тракторов, построил племенную ферму и два овощехранилища. «Будем развиваться, пока опять не подпалят», - горько шутит Мельниченко.
Чтобы посадить картофель на 10 гектарах земли, фермер тратит 2,4 миллиона рублей из собственного кармана: на семена, обработку, дизтопливо и удобрения. За продажу урожая получает 2 миллиона рублей и остается в убытке. |
О ЛЕТАЮЩИХ КОРОВАХ
Работа на свежем воздухе, птички, коровки и барашки - эта пастораль не имеет ничего общего с жизнью российских фермеров. Особенно сейчас.
В Саргатском районе Омской области крестьяне не впервые перекрывают трассу. Немалая доля их затрат связана с отвратительными местными дорогами, по которым они не могут возить зерно и молоко на переработку, - машины ломаются, а лишних денег на запасные части, техосмотр и амортизацию автомобилей нет. Фермеры теряют средства, митингуют и опять теряют средства, выплачивая штрафы за несанкционированные акции.
В Елизовском районе Камчатского края сельхозпроизводители выходят на улицы с плакатами «Дайте нам спокойно помереть».
«Чиновники совсем задушили, - жалуется «Миру новостей» глава фермерского хозяйства «Надежда» Надежда Капаклы. - В 2015 году ни в одном регионе не будет мяса. У нас люди массово отказываются заниматься животноводством. Год назад они держали 200 тысяч голов свиней, теперь - 700. Коров почти не осталось. В марте 2014-го руководство Минсельхоза России выпустило приказ №72 об убое животных и первичной переработке мяса на специальных пунктах. А у нас один убойный пункт в области, рассчитан на 12,5 тысячи голов, там всего четыре клетки. Довезти туда скот и разместить животных может лишь экоферма, принадлежащая председателю регионального Заксобрания. Остальным что делать, где брать транспорт, чем за него платить? Везем быков и свиней в стареньких грузовиках и прицепах. Они на ходу выпрыгивают, с безумными глазами вылетают на дорогу, ломают ноги. Ну прямо дорога смерти».
Для камчатских фермеров субсидия от государства - недосягаемая высота. «Единственный раз мне выделили деньги семь лет назад, - вспоминает Надежда Капаклы. - Так я их сама вытоптала - целый год по кабинетам бегала, выпрашивала, а израсходовала моментально... В феврале крестьянские хозяйства Елизовского организовали митинг. Власти не позволили проводить его перед зданием администрации, отправили нас с плакатами об убое свиней в детский парк «Сказка». Значит, гей-парады в центре города - нормальная вещь, а митинги - нет. А как чиновники запоют, когда фермеры забьют всю скотину и перестанут растить животных? Что они есть будут?»
СМЕШНЫЕ ПЛАНЫ
«Весенняя посевная уже под вопросом. Цена на удобрения поднялась в два раза. Стоимость импортных семян увеличилась на 100%, отечественных - на 60-70%. Химзащита в 2015 году обойдется вдвое дороже, - подсчитывает расходы руководитель крестьянско-фермерского хозяйства «Земляки» Владимир Аппаков. - Можно сколько угодно нахваливать наше сельское хозяйство, но своих семян мы почти не имеем - используем китайские и европейские. Оборудование и технологии переработки импортные. Вкалывают на фермах охотнее мигранты, чем россияне, но они из-за кризиса уезжают. Хранилищ в регионах мало. Поддержки от государства еще меньше. История с импортозамещением будет работать лишь летом, пока фермерам не потребуются холодильники для складирования овощей и фруктов. А потом «наше все» закончится. Так что советы заняться сельским хозяйством, начать пахать и сеять - смешные планы. И в них мало кто верит».
Анна Бессарабова
Фото FOTOLIA.COM
КСТАТИ
Аграрии боятся брать кредиты в банках под высокие проценты. Банки не спешат кредитовать сельское хозяйство, опасаясь невозврата. Правительство не видит иного пути, кроме повышения субсидий, механизм получения которых до сих пор не продуман. А весенняя пора на подходе.