Новости экономики и финансов
1822 | 0

Россияне начали экономить на развлечениях и одежде

Россияне начали экономить на развлечениях и одежде
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

По данным социологов, почти у пятой части россиян денег хватает только на еду и коммунальные платежи. Даже в кризисном 2009 году о полном отсутствии свободных средств заявляли лишь 4-7% опрошенных. Такие данные приводит в своем свежем докладе международная маркетинговая компания Nielsen.

Вычисляемый Nielsen индекс потребительского доверия демонстрирует, насколько благоприятным люди считают нынешнее время для совершения крупных покупок. С начала года он у нас опустился до минимального значения за последние 10 лет, то есть с момента начала таких исследований, - 72 пункта. Для сравнения: общемировой индекс потребительского доверия, напротив, вырос до 97 пунктов. Есть, конечно, страны, потребители в которых настроены еще более пессимистично, чем в России. Но по темпам снижения покупательской активности мы, пожалуй, впереди планеты всей.

«Обвал потребительских настроений вряд ли можно назвать неожиданностью, - комментируют в российском подразделении Nielsen результаты исследования. - Изрядно потратившиеся в конце года россияне столкнулись с пиком роста цен на продукты питания и товары повседневного спроса в первом квартале года».

Из всех статей семейного бюджета наиболее масштабному секвестру подверглись «развлечения вне дома» - о сокращении такого рода расходов заявили 55% опрошенных. 50% россиян меньше тратят на новую одежду, 48% покупают более дешевые продукты питания. Кстати, растущие цены на продовольствие находятся, по данным Nielsen, на втором месте в списке проблем, тревожащих граждан страны. На первом - беспокойство по поводу экономики в целом.

В Nielsen отмечают также резко усилившуюся неуверенность россиян в перспективах рынка труда. 74% опрошенных - на 8% больше, чем в конце прошлого года, - не ждут никаких положительных перемен в отношении своей работы.

Возникает, правда, резонный по нынешним временам вопрос: а в какой мере можно доверять данным компании, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке? А ну как «враги клевещут»? Однако данные Nielsen полностью подтверждаются российскими источниками. Так, индекс потребительского доверия, рассчитываемый ВЦИОМом, находится так же, как и нильсеновский, на историческом минимуме. Почти три четверти (72%) граждан России считают нынешнее время неблагоприятным для крупных денежных трат. Для сравнения: весной 2009 года такого мнения придерживались всего 52% опрошенных. А по данным фонда «Общественное мнение», половина россиян в последнее время начала активно экономить на еде, в первую очередь на мясе, птице, сыре, колбасе и фруктах.

«Население ведет себя нервно, но рационально, - пишет в своей статье в Forbes член Комитета гражданских инициатив, бывший министр экономики России Андрей Нечаев. - После попыток защитить свои деньги, материализовав в товары и недвижимость текущие доходы и частично сбережения (отсюда отток вкладов из банков) в 2014 году, граждане в условиях падения зарплат и высокой инфляции перешли на так называемую сберегательную модель поведения. Проще говоря, готовясь к худшему, стали откладывать деньги на черный день, сокращая текущее потребление».

Правда, как уверяют правительственные чиновники, самые черные наши дни уже позади. Экономика России вышла из кризисного состояния, объявил на днях первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Однако большинство экспертов не разделяют шуваловский оптимизм. Кто же прав? Пожалуй, единственным критерием истины является в данном случае содержимое наших с вами кошельков. Поэтому вновь отсылаю вас к свежим исследованиям социологов и маркетологов (см. выше).

Андрей Владимиров

Коллаж А. Хорошевского

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.