Новости экономики и финансов
2464 | 0

Россия завалит игрушками Китай?

Россия завалит игрушками Китай?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Несмотря на кризис, правительство увеличивает финансирование производства детских товаров в три раза - к 2020 году комбинезоны и медведи должны пробиться на мировой рынок.

Скоро российский мишка станет самой любимой игрушкой у детей в Европе, Китае и даже в США - директор департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Денис Пак заявил о том, что уже сегодня российские детские товары не уступают по качеству европейским и вполне «способны завоевать признание и привязанность европейских детей».

Признание обойдется недешево - если во всем мире индустрия детских товаров, как любой другой бизнес, развивалась и развивается по законам рынка, то в России «детского производителя» решили поддерживать из бюджета.

Дело это в РФ нынче модное. Импортозамещением за казенный счет в России занимаются уже полтора года, только никакого индустриального рывка пока незаметно - ВВП продолжает падать.

Сама идея Минпромторга выглядит несколько странно: с инновационными ботинками и инновационной детской косметикой российский производитель должен занять западный и восточный рынки. При этом доморощенному производителю даже свой собственный рынок занять не удалось - только по официальным оценкам Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, китайский контрафакт составляет около 30%.

По оценкам независимых экспертов, намного больше. Так, аналитики Synovate Comcon полагают, что доля российского производства детских товаров в целом составляет лишь около 23%. Но и эти детские товары не вполне российские. Так, львиная доля детских памперсов производится в РФ на предприятиях, принадлежащих американской компании «Кимберли кларк». Большую часть детского питания производит «Кока-Кола». Те же дворовые площадки делают турки. Причем уходить с российского рынка зарубежные акционеры не собираются.

«В кризис родители отказывают в чем-то себе, но на детях экономят в последнюю очередь», - объясняет глава ассоциации Антонина Цицулина.

По статистике Минпромторга, своих производителей у нас более чем достаточно - детскую продукцию производят 1200 промышленных предприятий из 15 отраслей.

Россия готова переплюнуть китайцев при помощи передовых технологий - министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров обещает «субсидии на компенсацию до 100% затрат на проведение НИОКР»: уже поддержаны проекты по разработке высокотехнологичной биоадаптивной детской обуви, изделий для коррекции нарушений костно-мышечной системы, инновационной детской косметики. Ничего подобного китайские ученые еще не придумали. А может, не видели в этих изделиях коммерческих перспектив?

Планируется также создать реестр товаров для детей, рекомендуемых к госзакупкам. То есть Минпромторг укажет детским садам и школам, у кого из производителей надо покупать детские товары, а у кого не стоит. «Все это пахнет коррупцией, - комментирует социолог Роман Заваришин. - Вначале дадут деньги Васе Пупкину, Вася нашьет «инновационных» детских комбинезонов, а потом все госучреждения заставят покупать комбинезоны именно у Васи».

Даже без всяких «инноваций» цены на детские товары с начала года выросли на 15-40%. По оценкам экспертов, рост отрасли в 2% ожидается только за счет роста цен: количество продаваемых детских товаров сокращается, цены растут, в итоге в денежном выражении оборот рынка почти не меняется.

А это значит, что экономить начали уже и на детях - количество покупаемых кукол и комбинезонов сократилось также на 15-40%.

Кроме того, одновременно с наполеоновскими планами завалить Европу и Китай российскими детскими товарами тот же Минпромторг и Ассоциация предприятий индустрии детских товаров намерены ввести в России «параллельный импорт кукол».

Глава ассоциации Антонина Цицулина заявила: «Кукла предложена для введения параллельного импорта». Также обсуждается введение параллельного импорта для подгузников, детских автокресел, лекарств и средств гигиены.

Теоретически эта мера призвана снизить потребительские цены: сейчас брендированный товар в Россию может ввезти только сам владелец бренда или уполномоченный им поставщик, импорт без его разрешения (параллельный) считается нарушением исключительных прав на товарный знак. Поручение вывести часть товаров из-под этих ограничений премьер-министр России Дмитрий Медведев дал еще в апреле.

Однако эксперты уверены - параллельный импорт приведет к легализации контрафакта, а многие российские производители просто разорятся, не выдержав конкуренции с китайскими левыми игрушками и детской косметикой.

Аделаида Сигида

Фото REX/FOTODOM

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.