На фоне продолжающегося кризиса ухудшается финансовое положение регионов. Пытаясь всеми силами сократить расходы, их власти экономят на бюджетниках и режут социалку.
ПРИНЦИП СОРОКИ-БЕЛОБОКИ
В прошлом году долг субъектов РФ, по данным Минфина, вырос на 20% и превысил 2 трлн рублей. Тенденция сохраняется и в этом году. Одна из главных причин заключается в том, что в 2015 году по сравнению с прошлым на 12% сократятся межбюджетные трансферты из центра. Напомним: сначала федеральный центр забирает более 50% всех региональных доходов, а потом Минфин принимает решение о трансфертах. Получается как в сказке про сороку-белобоку: этому дала, этому дала, а этому не дала. Механизм выдачи трансфертов, по мнению экспертов, как был, так и остается непрозрачным. Есть и объективная сторона: доля трансфертов сокращается, поскольку сокращаются доходы и соответственно расходы федерального бюджета.
КТО ВО ЧТО ГОРАЗД
Регионам, за исключением приоритетных Крыма и Дальнего Востока, предоставлена возможность выкручиваться своими силами. Вот они и выкручиваются как могут. Например, администрация Ивановской области экономит на заработной плате бюджетников: она отказалась повышать ее учителям, не выполнив, таким образом, одно из положений майских (2012 г.) указов президента. Власти Удмуртии рассчитывают сэкономить 2 млрд рублей за счет сокращения программы дорожного строительства. Правительство Ульяновской области с целью оптимизации бюджета уволило треть госслужащих, впрочем, уцелевшим чиновникам на 12% повысили зарплату.
ОТЫГРЫВАЮТСЯ НА СОЦИАЛКЕ
Ну и, разумеется, экономия бюджетных средств повсеместно происходит за счет сокращения социальных выплат или ужесточения условий их получения. Например, в Забайкальском крае и Ульяновской области стало гораздо сложнее получить звание регионального ветерана труда. Теперь для этого необходимо иметь не только достаточный стаж, но и награды. В Хабаровском крае сократили объем соцвыплат на погашение ипотечного кредита многодетным семьям. В Алтайском крае приостановили действие закона о социальном пособии отдельным категориям малообеспеченных граждан, имеющих детей.
По словам, специалиста Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Натальи Зубаревич, только в начале прошлого года расходы на соцзащиту урезали 16 регионов. По соцзащите самое большое сокращение расходов показывает Чечня - около 23%. В других регионах сокращение умереннее. Пока.
НАШЛИ КРАЙНИХ
На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам демографической политики. Его участники констатировали, что по итогам января - апреля 2015 г. рост смертности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 3,7%. Как водится, стали искать ответ на извечный российский вопрос: кто виноват? Сошлись во мнении, что виноваты региональные власти. Глава Минздрава Вероника Скворцова отрапортовала о 29 уволенных за плохую работу территориальных руководителях здравоохранения. Министр труда и соцзащиты Максим Топилин упрекнул регионы в не всегда достаточной финансовой поддержке рождаемости. Как ее поддерживать, если регион в долгах как в шелках и на помощь центра он рассчитывать не может, министр не объяснил.
НАЗРЕЛИ РЕФОРМЫ
Увы, внятными ответами на другой вечный российский вопрос «Что делать?» власти нас балуют все реже. Чтобы требовать от регионов неукоснительного выполнения госпрограмм, им надо предоставить право самостоятельно зарабатывать и тратить, а не зависеть от дотаций. Возможно, российским предприятиям пора платить налоги по месту своего нахождения, а не по месту юридической регистрации. Налоги с трудящихся должны собираться по месту жительства, а не по месту работы.
Углубляющиеся диспропорции в развитии российских регионов, увеличение числа регионов-банкротов на фоне уменьшающегося количества относительно благополучных их собратьев - тенденция очень тревожная.
Регионы ведь могут всерьез задаться вопросом: если центр отбирает налоги и ничего не дает взамен, зачем он нужен, такой центр? Если в этих отношениях ничего не менять, мы можем попросту потерять Россию.
Игорь Минаев
Карикатура А. Хорошевского