С учетом инфляции за апрель 2017 г. потребительские расходы сократились на 6,8% к марту, по сравнению с апрелем 2016 г. - на 9%. «Реальные, т. е. очищенные от инфляции, расходы наших соотечественников оказались самыми низкими за последние пять лет», - отмечается в отчете исследовательского холдинга «Ромир»*.
И это неудивительно - доходы граждан РФ неуклонно снижаются. По данным депутата Госдумы Олега Нилова, который на днях внес в нижнюю палату парламента проект закона о доплатах на лекарства россиянам, расходующим на это более 10% дохода, сегодня в стране более 23 млн человек с доходами ниже прожиточного минимума (в среднем около 10 тыс. рублей). Еще в середине апреля это число оценивалось в 19,8 млн.
По оценке Высшей школы экономики, доля населения, у которого есть деньги на что-либо кроме обязательных расходов на еду, товары первой необходимости и базовые платежи государству, сократилась за 2014-2016 гг. на четверть. Причем быстрее других беднеют самые бедные слои населения.
«Чем меньше расходов, тем ниже спрос, а ведь именно он всегда был и остается самым важным стимулом развития экономики, - напоминает научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, д.э.н. Руслан Гринберг. - Получается пока не катастрофическая, но весьма и весьма безрадостная картина. Люди стали меньше потреблять, покупать, а значит, и рост производства замедлится, и рабочих мест новых будет меньше, а старые сократятся. Десятки, сотни тысяч людей начинают ощущать свою ненужность. Что с ними делать в этом случае?
Платить пособия по безработице, выталкивать их за рубеж, где они смогут найти применение своим способностям, или просто дать им возможность тихо ползти на кладбище, потому что еда некачественная, потребности небольшие, стимулов для труда нет? В общем, радоваться нечему, а поводов для печали более чем достаточно».
*Исследование основано на данных о потреблении 30 тыс. россиян, 11 тыс. домохозяйств в 180 городах более чем со 100 тыс. жителей.
Борис Невис,
Андрей Князев.
Фото Т. Павловой.