Три мифа о бензине — Мир новостей
Сегодня 20 января 2019 г., воскресенье, 12:58USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Отрасли

Три мифа о бензине

21 июня 2018
hits 1485

Самый болезненный вопрос последних месяцев - экономически необоснованный рост цен на бензин.

Построенные еще в советские времена НПЗ технически и технологически безнадежно устарели и производят топливо низкого качества. Ведущие углеводородные госмонополии за 25 лет не построили ни одного НПЗ и заинтересованы не в повышении качества нефтепереработки, а лишь в получении максимальной прибыли от экспорта сырой нефти, что мы и наблюдаем.

МИФ ПЕРВЫЙ: НЕОБХОДИМ ПАРИТЕТ ЦЕН НА БЕНЗИН С ЗАПАДОМ

Недавно Анатолий Чубайс предложил сравнять внутренние цены на газ с мировыми. Но при этом он не предложил сначала довести доходы населения до уровня какой-нибудь Голландии. Так что корыстный интерес нашей «элиты» очевиден.

Давайте сравним уровень развития отрасли в РФ и на Западе. Глубина нефтепереработки в РФ составляет 72% против 85-90% в развитых странах.

Кое-кто у нас привычно меряется с США только количеством и качеством ракет, забывая, что в современном мире конкурируют экономики и мозги.

Совершенно очевидно, что можно и нужно искать новые месторождения, строить нефтепроводы, но приоритет должен отдаваться не росту добычи сырой нефти, а производству ее продуктов с высокой добавленной стоимостью, пока же выход бензина составляет: в США - 43%, в Европе - 21,5%, в РФ - 15,3%.

Роснефть вложила в безнадежную Венесуэлу, а не в совершенствование технологий 8 млрд долларов и не помышляет не то что о получении прибыли, но, похоже, и о реальном возврате вложений.

Что интересно и важно знать: сопоставлять цены на бензин в России и на Западе некорректно хотя бы из-за низкого качества нашего топлива. Оно наглядно подтверждается смехотворным экспортом - 300 тыс. тонн бензина - крупнейшей нефтекомпании страны в первом квартале 2018 года.

Страны с развитой экономикой на собственном негативном опыте поняли, что госкорпорации далеко не лучшая форма ведения бизнеса. В стране, где четыре компании контролируют 74% нефтедобычи и 82% переработки, напрочь отсутствует конкуренция, что ведет к застою, технической отсталости, нерыночному ценообразованию.

В основном штате США - Техасе - 10 компаний контролируют лишь 43% добычи нефти (без участия государства), аналогичное положение и в переработке, а результаты преимущества свободной конкуренции приведены выше.

В 2008-2017 годах во время падения цен на нефть динамика бензиновых цен в США их повторяла, а в РФ уверенно стремилась и стремится вверх, постепенно догоняя Запад и в абсолютных ценах.

МИФ ВТОРОЙ: ВИНОВАТЫ НАЛОГИ

Отчасти это верно, так как в цене бензина на налоги в различных стадиях изготовления и продажи в итоге приходится более 50% его стоимости в рознице. Однако производители себя вовсе не обижают, имея до 20% прибыли во всей технологической цепочке, что очень даже неплохо. Они и устанавливают цены на пределе возможностей потребителей, лицемерно кивая на «высокие акцизы» государства.

Кстати, с этими самыми акцизами ситуация яснее, с 2014 года за литр они выросли с 3,5 до 8,14 рубля, или в 2,7 раза.

Вклад роста цен нефти в текущем году на повышение стоимости бензина невелик, но реальный скачок цен поразил и, как признал президент, удорожание горючего результат «неточного» регулирования в сфере энергетики и фискальной политики, а нефтяники, увеличив экспорт сырья, повысили цены внутри страны, по сути, получая удвоенную прибыль, на обуздание которой контролирующие органы посягнуть не отважились.

Для того чтобы сработала скрипучая государственная машина, в очередной раз потребовалось ручное управление сверху хотя бы для временной стабилизации уже основательно задранных цен. Практическим шагом уменьшения монополизации внутреннего рынка могла бы стать обязательная продажа через биржу не 5, а 25% дизтоплива и не 10, а 50% бензина, как предлагают эксперты.

Это позволило бы независимым АЗС успешно конкурировать с крупными компаниями, но правительство к этому пока не готово.

МИФ ТРЕТИЙ: ВЫСОКТЕ ИЗДЕРЖКИ ДИСТРИБЬЮТОРОВ

Пожалуй, это наиболее несостоятельный и притянутый за уши фактор, используемый нефтяниками. Транспортная составляющая входит в цену любого товара.

По логике, в Москве, где есть собственный НПЗ, цена бензина на 2-3 рубля должна быть ниже, а не выше, чем в городах Золотого кольца или Смоленске, куда топливо необходимо доставлять. Но это не так, а совсем наоборот.

Еще более нагляден пример Казахстана и Киргизии, закупающих бензин в России, а ведущий оператор заправок - Газпром - в альтруизме не замечен, но продает топливо на 30-35% дешевле. Видимо, правительства республик проводят более взвешенную налоговую политику, сдерживая аппетиты монополистов, но очевидный ответ лежит в другой плоскости.

Реальная ценовая политика госкорпораций формируется в зависимости от покупательной способности населения, то есть аналитики определяют, сколько денег можно извлечь из карманов автовладельцев в зависимости от региона.

По сути, можно говорить о картельном сговоре ведущих монополистов топливного рынка. Казалось бы, это огромное поле для деятельности ФАС. Но антимонопольщикам удобнее бороться с индивидуальными предпринимателями, и в условиях бесконтрольности и безнаказанности от госкорпораций ничего, кроме роста цен, ожидать не придется.

Найти для обоснования ценового беспредела с десяток ТВ-политологов с сотней объяснений несложно, а телевидение для вещания предоставит любые каналы. Возможности воздействия на госкорпорации ограниченны, и даже после поднятого прессой скандала вице-премьер Козак обещает понизить акцизы на бензин, но, по его мнению, от этого цены лишь стабилизируются, а не снизятся. Олигархи достигнутых норм прибыли не уступят, и ожидать от них социально ориентированного патриотизма наивно.

Нас продолжают кормить «бензиновыми» мифами, нещадно повышая экономически неоправданные цены. Это закончится новым витком роста цен и инфляции в России.

Подготовил

Самарин Сергей, к. э. н.

Фото ТАСС/К. Кухмарь

Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Бедных россиян будут «вычислять» по-новому
Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в нашей стране изменится подход к измерению уровня бедности.
16 января 2019
Метеорологи рассказали, к какой погоде готовиться россиянам в феврале
Научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд рассказал о погодных прогнозах на последний зимний и первый весенний месяцы.
18 января 2019
Найдено место падения малайзийского «Боинга»
Индонезийский рыбак указал точные координаты падения в море исчезнувшего 8 марта 2014 года самолета.
16 января 2019
Составлен рейтинг лучших стран для «утечки мозгов»
Крупнейший банк Великобритании HSBS провел исследование, чтобы выяснить, какие страны наиболее подходят для высококвалифицированных иностранных специалистов, желающих работать за границей.
16 января 2019
За лечение пожилых людей доплатят
Заместитель главы Минздрава Татьяна Яковлева сообщила о том, что в 2019 году в системе ОМС увеличатся тарифы на лечение россиян старше 60 лет.
14 января 2019
На Марсе уже есть жизнь
По мнению научного руководителя Института астрономии Российской академии наук (РАН), члена-корреспондента РАН Бориса Шустова, космические аппараты, попадающие на Красную планету, заносят туда земную жизнь.
15 января 2019
Загрузка...