К газопроводу «Сила Сибири», который свяжет восточносибирские месторождения с российско-китайской границей, добавился «западный маршрут». Вот только ожидать от этого проекта отдачи россиянам придется в лучшем случае лет двадцать.
Гвоздем визита Владимира Путина в Китай стал меморандум в сфере поставок газа из России в КНР по «западному маршруту». Подписано рамочное соглашение между Газпромом и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК). Есть основания полагать, что, как и в случае с «восточным маршрутом», проект имеет отношение скорее к политике, нежели к бизнесу.
ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ
История «западного маршрута» началась еще 22 марта 2006 года: Газпром и КННК подписали тогда протокол, зафиксировавший основные договоренности по срокам, объемам и маршрутам поставок газа из России в Китай. Правда, тогда проект был больше известен под названием «Алтай». Речь идет о прокладке нового магистрального газопровода, который должен обеспечить поставки газа с западносибирских месторождений в Западный Китай. Российско-китайскую границу труба пересечет в районе плато Укок, что в Горном Алтае. Иных вариантов, собственно, и нет: в своей западной части Поднебесная граничит с Россией лишь на этом узком участке (55 км), зажатом между Монголией и Казахстаном.
Проект предусматривает поставку в Китай 30 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет. А вот сроки... По документам восьмилетней давности начать строительство планировалось в 2008 году, а первый газ по трубе должен был пойти в 2011-м. Теперь предполагается начать поставки в 2019-м. Кстати, долгое время именно «западный маршрут» считался наиболее перспективным, а на каком-то этапе стал даже единственным.
И немудрено: западный вариант имеет неоспоримые преимущества перед восточным. Во-первых, газ пойдет с уже освоенных месторождений, не надо ничего строить с нуля. Во-вторых, трасса существенно короче - 2600 км против 4000. В-третьих, в отличие от восточной трубы, которая пройдет преимущественно по местам, не тронутым цивилизацией, большая часть западной проляжет в уже существующем транспортном коридоре - параллельно действующим газопроводам. Наконец, западносибирский газ значительно более качественный: в восточном много примесей, что делает необходимым строительство газоперерабатывающего завода.
Восемь лет назад стоимость проекта оценивалась в 4-5 млрд долларов. Итоговая сумма будет, понятно, намного большей. Но в любом случае «западный маршрут» обойдется дешевле «восточного»: стоимость последнего - 55 млрд долларов. И это еще без учета освоения месторождений.
Однако расходы Поднебесной в западном варианте, напротив, существенно возрастают. Если на востоке труба пойдет по инфраструктурно развитой Маньчжурии, то здесь китайцам предстоит столкнуться с теми же проблемами, что и нам в Восточной Сибири. Чем тогда объяснить внезапно проснувшийся интерес Китая к «западному маршруту»?
ДЕРЖИ КАРМАН
По мнению экспертов, китайцев соблазнили скидками. «Российский газ, поставляемый по «западному маршруту», должен быть дешевле, чем тот, что будет перекачиваться по «Силе Сибири», - уверен руководитель консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. «Чтобы продать Китаю газ по этой трубе, надо дать ему необыкновенные уступки по цене», - вторит ему партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Однако более близкой к истине Крутихин считает другую трактовку: «Проект «западного маршрута» используется как инструмент давления на европейских покупателей. Главная задача - показать европейцам, что мы можем диверсифицировать рынки». Однако Поднебесная, убежден эксперт, никогда не сможет заменить нам Европу. Для справки: после выхода обоих маршрутов на проектную мощность общий объем поставок составит 68 млрд кубов в год. Между тем в Европу, включая страны СНГ, ушло в прошлом году 196,4 млрд.
Но допустим, что китайцам действительно позарез нужен западносибирский газ и они готовы дать за него хорошую цену. На окупаемость проект выйдет в лучшем случае через полтора-два десятилетия! До этого он будет не кормильцем, а ртом. А в период строительства и вовсе ненасытной прорвой. Между тем с финансами нынче напряженка. Занять денег на Западе у Газпрома не получится, Китай, судя по отказу авансировать «восточный маршрут», тоже не помощник. Остаются два возможных источника: 1) госказна; 2) карманы российских граждан - через быстрый рост коммунальных тарифов. И что-то подсказывает, что задействуют оба.
Андрей Владимиров
Фото ТАСС/В. Шарифулин