В развитых странах одним из главных механизмов рынка является конкуренция. С ее помощью решаются проблемы выживания, развития и извлечения прибыли. У нас, как обычно, свой путь, свои способы обогащения.
Национальная ассоциация инфраструктурных компаний, объединяющая крупных исполнителей строительных госзаказов, направила в Минстрой челобитную. Со слезной просьбой снизить порог обязательных закупок госструктурами и компаниями с госучастием у малого и среднего бизнеса. Не хотим, дескать, распределять до 25% всех объемов контрактов между МСП, поскольку там нет ни опыта, ни производственных мощностей.
Любопытная логика у авторов бумаги. «Нет опыта» у малых предприятий? А когда его набраться, если крупный бизнес не пускает их к госзаказам, выталкивая с аукционов? «Нет мощностей»? Но мощности — это машины и оборудование, которые сегодня очень недешевы, и где малым компаниям взять на них деньги, если крупные не дают им зарабатывать?!
В 2019-2020 годах в строительстве и обрабатывающей отрасли на долю МСП приходилось не более 10% совокупной выручки. Чтобы изменить ситуацию, летом 2021-го были внесены поправки в закон «О контрактной системе в сфере госзакупок...», где прямо сказано, что «заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок». Шаг правильный, но других не последовало.
И не прошло и года, как крупный бизнес зарыдал. Делиться не хочет. А делиться есть чем: ежегодный объем господрядов на строительство в России составляет в среднем 2-3 трлн рублей, соответственно, четверть от этих заказов должна достаться МСП, то есть работы более чем на 500 млрд рублей. Тут и возможности освоить передовые технологии, и заработать на новую мощную технику! Однако тут-то и включаются очень специфические механизмы конкуренции по-российски и не менее специфическое отношение властей к МСП.
«Если посмотреть на развитые страны, там малый и средний бизнес занимает 60-70% всей экономики. В России сейчас это где-то 15%, - утверждает кандидат экономических наук Николай Кульбака. - Такая маленькая доля - результат политики государства. Оно не заинтересовано, чтобы малый бизнес развивался: его сложно контролировать, а денег он приносит меньше, чем крупный».
Эксперты не первый год отмечают, что малый и средний бизнес у нас скукоживается. В прогнозах оптимизма пока не наблюдается. А тут еще жадность крупных конкурентов...
Павел Максимов.
Фото: Pixabay.com