Новости медицины, здравоохранения и здоровья
4082 | 0

Как не переплатить в аптеке

Что нужно знать о препаратах, чтобы не переплатить.

Как не переплатить в аптеке
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Аптеки продолжают нас удивлять. Цены лекарств, содержащих одинаковые активные вещества в одинаковой дозе, могут отличаться не в несколько раз, а в несколько десятков раз. Например, один и тот же антибиотик может стоить и 20 рублей за дозу, и 800! Как это объяснить? Какое лекарство купить, а мимо которого лучше пройти мимо?

САМ СЕБЕ МАРКЕТОЛОГ

Люди отказываются это понимать, и их логику объяснить можно. Такую разницу в цене трудно совместить с рациональным мышлением. Возьмем для примера одно из самых популярных обезболивающих лекарств - ибупрофен. С ним зарегистрированы несколько десятков препаратов, продающихся под самыми разными фирменными названиями и выпускаемых большим числом фармкомпаний. Цена за упаковку с 20 таблетками ибупрофена, содержащими это активное вещество в дозе 200 мг, может быть и 15-20 рублей, и в 10 раз больше - 150-200 рублей. Даже это не предел, есть препараты с ибупрофеном еще дороже. Когда люди сталкиваются с этим, они начинают копаться в проблеме, пытаются ее решить собственными силами. В итоге получаются списки лекарств или таблицы с разными препаратами, в которых приведены и самые дешевые, и самые дорогие из них. Много таких покупательских гидов гуляет по интернету, ими с удовольствием делятся, постят в социальных сетях, распространяют и другими способами, распечатывают и берут с собой в аптеку. Мы сталкивались с подобными списками и должны сказать, что доверять им можно далеко не всегда и не во всем. Давайте попробуем в этом разобраться и выработать свой гид покупателя лекарств. Но чтобы разобраться в проблеме, нужно понять позиции сторон, выпускающих дорогие и дешевые лекарства.

ДУМАЙ И БОГАТЕЙ?!

Вот что обычно заявляют по поводу цены производители самых дорогих лекарств. Свою цену они обосновывают тем, что они создали это лекарство. В штате таких компаний часто есть научные подразделения, в которых ведутся разработки и испытания новых лекарств. «Удовольствие» это не из дешевых, требует больших вложений. Западные фармкомпании обычно оценивают стоимость создания и выпуска нового лекарства в сумму не менее 1 млрд долларов. И вот все эти расходы на науку и апробацию препарата включают в стоимость готовых лекарств. Как правило, такая деятельность под силу только фармгигантам, и к прочим компаниям они относятся несколько свысока. По их мнению, такие фармацевтические фирмы приходят на все готовенькое и не тратят своих средств на исследования, ведь до них все это уже сделали. Такие вторичные лекарства-копии в отличие от оригинальных называют дженериками (см. «Нашу справку»).

РАЗБЕРЕМ ПО ПОЛОЧКАМ

В обосновании цены лекарств со стороны «большой фармы» (так называют крупнейшие мировые фармкомпании) все кажется логичным. Но дьявол кроется в деталях. Все эти словеса, по сути, должны относиться только к молодым оригинальным лекарствам. Для того чтобы компания отбила деньги, потраченные на разработку, испытания и продвижение нового лекарства, ему дают 15-20 лет патентной защиты. Эти годы никакая другая компания под страхом серьезного судебного преследования не может выпускать такое лекарство. По сути, его производитель все эти годы является монополистом на рынке, и именно он диктует цену на него. Спустя 15-20 лет другие компании получают возможность выпускать дженерики. При этом подразумевается, что все производители начинают как бы с нуля: формула активного вещества и свойства препарата известны, затраты на его производство различаются уже не столь существенно, чтобы цена препарата у разных производителей отличалась в десятки раз. Но производители оригинальных средств часто продолжают задирать цену. А нередко так ведут себя и производители дженериков.

ВЕРНЕМСЯ К НАШИМ БАРАНАМ

А теперь вернемся к ибупрофену. Впервые лекарство с этим активным веществом поступило в продажу в 1962 году. За это время все мыслимые и немыслимые сроки патентной защиты прошли. А вот цена оригинального препарата и многих дженериков различается в 10 и более раз. И такая ситуация не только с ибупрофеном, но и со всеми остальными препаратами, на которые закончился срок патентной защиты.

Как это объяснить? Специалист по маркетингу скажет, что в дорогом оригинальном лекарстве зашита цена бренда. Но представляете, что в цене лекарства на эту идеологическую составляющую приходится 90%? Около 10% - это себестоимость лекарства, все накрутки, связанные с продажей, прибыль, и получается, что оставшиеся 90% - это идеология, пшик.

Возможно, конечно, что самые дешевые лекарства - фальсификаты. В нашей стране это не исключено, специалисты не скрывают, что через систему контроля просачивается масса подделок, а мизерные наказания за это развитию «фармподделкапрома» только способствует. Как же быть обычному пациенту в такой ситуации?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Правило 1-е. Не платите намного больше, если речь идет о лекарствах, продающихся официально без рецепта и принимаемых эпизодически для лечения простых состояний вроде обычных болей, симптомов простуды и т.д. Купите препарат из низкой или средней ценовой категории. Оцените, как он работает: помог - все хорошо. Если толку от него нет, то стоит раскошелиться и купить более дорогое лекарство. Но, как показывает опыт, большинство недорогих безрецептурных лекарств работает вполне нормально. Просто уж очень свято многие верят в цену бренда и репутации и готовы переплачивать за такие лекарства.

Сложнее с лекарствами, которые используют в лечении более серьезных заболеваний. Классический пример - антибиотики. Они должны активно бороться с бактериями, чтобы снизить тяжесть болезни и ослабить вред, наносимый микроорганизмами. Нередко от их эффективности зависит или жизнь, или способность предотвратить серьезные осложнения (без хорошего препарата их риск может быть очень высок). Поэтому антибиотики нужно покупать с осторожностью. Дело в том, что если он неэффективный, то вы напрасно потеряете время - будете его бесполезно принимать, а бактерии будут вершить свое черное дело. Здесь есть один хороший совет, о котором пациенты даже не догадываются: если примерно через полутора суток после начала лечения антибиотиком вам не становится лучше (снижается температура, ослабляется тяжесть основных симптомов болезни), то препарат не работает. Его надо заменить. И не всегда дело в том, что он является подделкой. Может быть, вы просто «не попали» - нужен другой антибиотик, из другой группы. К этому микроорганизмы просто резистентны - он им не страшен. Так бывает.

Поэтому правило 2-е для покупки антибиотиков и противовирусных препаратов звучит так: «Не скупитесь, берите препараты-аналоги из средней или высшей ценовой группы (особенно это важно при серьезных инфекциях). И если не помогают даже они, то это значит, что бактерии к такому средству устойчивы и нужен препарат с другим активным веществом.

Несколько проще ситуация с выбором лекарств для лечения гипертонии, болезней сердца, легких и других хронических недугов. Предположим, вы принимаете дорогой препарат, который вам хорошо снижает давление. Попробуйте на несколько дней заменить его более дешевым. Если давление не повышается, можно перейти на это лекарство. Этот же принцип применим и для других болезней. Но если цена для вас некритична, не стоит переходить на другое лекарство: лучшее - враг хорошего.

  • ЭТО ВАЖНО

Нужно уметь правильно сравнивать цены лекарств-аналогов

В списках, гуляющих по интернету, масса ошибок. Низкая цена может быть указана для препарата с минимальной дозировкой или с очень небольшим количеством таблеток в упаковке. Поэтому научитесь правильно сравнивать цену лекарств. Вот инструкция для этого из трех шагов.

Шаг 1-й. Сравнивая лекарства с одинаковым активным веществом, обратите внимание на его дозировку -
она должна быть одинаковой у сравниваемых препаратов.

Шаг 2-й. Обязательно посмотрите на количество таблеток (капсул, объем или вес жидких препаратов либо в форме мази) в одной упаковке. Чем таблеток больше, тем цена каждой из них меньше. Этот подход справедлив и к препаратам с другими лекарственными формами. Поэтому корректно сравнивать или только упаковки с одинаковым количеством таблеток (одинаковым объемом или массой), или нужно посчитать, какова цена одной таблетки (или другой единицы измерения препарата) в разных упаковках.

Шаг 3-й. Корректно сравнивать препараты только с одинаковой лекарственной формой, например простые таблетки с такими же простыми. А если у них какое-то специальное покрытие или это таблетки с регулируемым высвобождением активного вещества или с какими-то другими усовершенствованиями, то они должны обоснованно стоить дороже обычных. Кроме того, препараты в форме мази обычно стоят дешевле гелей, а спреи - дороже капель.

Олег Днепров

Фото FOTODOM.RU

НАША СПРАВКА

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПРЕПАРАТЫ (бренды) являются собственностью какой-нибудь фармацевтической компании. Согласно международному праву, пока не кончится срок патентной защиты, ни одна другая фирма не может производить и продавать препарат с этим же активным компонентом.

ДЖЕНЕРИКИ - иногда их называют еще аналогами - содержат тот же активный компонент, что и оригинальное лекарство. Но название у дженерика всегда другое: или ему дают новое, или называют просто по активному компоненту. Они появляются на рынке, когда срок патентной защиты оригинального препарата истекает (обычно это бывает через 15-20 лет после его появления в продаже).

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.