Новости спорта. За кулисами спорта
9330 | 0

«Движение вверх»: Как все было на самом деле

«Движение вверх»: Как все было на самом деле
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Картина «Движение вверх» о победе сборной СССР по баскетболу на Олимпиаде-1972 собрала в прокате более двух млрд рублей и обогнала «Последнего богатыря», который до этого считался самым кассовым российским фильмом.

«Мир Новостей» разбирается, в чем феномен этого спортивного фильма и много ли там вымысла.

ПРОКЛЯТОЕ «СЕРЕБРО»

Вокруг «Движения вверх» в эти дни много бурления.

На «Эхе Москвы» выпущен материал, рассказывающий, как же все было тогда, в 1972-м. Вдовы подали на создателей фильма в суд. Поклонники Навального ставили в вину, что Дмитрию Киселеву тоже понравился фильм, а это дурной знак.

Владимир Познер хвалил фильм, а значит, это пропаганда. Антон Долин пришел в восторг от кино, а его положительная оценка - не комильфо.

Очернение светлой памяти предков. Разоблачение государственной направленности фильма, восхваляющего отечественный спорт.

Актеры в кино забивали мячи сверху, а такого быть в 1972 году не могло. Заявления людей о том, что они не пойдут в кино, потому что его сильно пиарят...

Бла-бла-бла. Какая же нервная реакция! Сколько негатива вокруг! И за всей этой шумихой не видят главного - фильм в самом деле получился классным.

О чем он? О том, что сборная США ни разу не уступала в финалах Олимпиад. И вот Мюнхен-1972. Решающий матч против сборной СССР. Счет на табло - 50:49 в пользу американцев. Главный тренер советской сборной Владимир Кондрашин берет тайм-аут...

Первая попытка завершается неразберихой у судейского столика. Арбитр-секундометрист отказывался подписывать протокол, потому что игру по его хронометру остановили чуть раньше положенного. Табло включили в тот момент, когда Иван Едешко отдавал пас, а не в момент касания мяча игроком, принимающим передачу, как того требуют правила.

После устранения всех неполадок Едешко получил еще один шанс и на этот раз через всю площадку бросил мяч к щиту американской команды, где находился Александр Белов.

Джеймс Форбс в этот момент упал, а Кевин Джойс оказался за лицевой линией. Советский баскетболист поймал мяч и отправил его в кольцо.

Американцы подали протест, и судейская коллегия до самого утра обсуждала ситуацию.

«Всю ночь шло заседание комиссии, а мы не спали, - рассказывал Едешко. - В гостинице ждали решения. В холодильнике пиво, баварские сосиски, но к этой красоте не притрагивались. Вдруг переигровка? Утром открывает дверь второй тренер Башкин: «Переигровка...» Наши лица вытянулись. А он после паузы добавляет: «В 1976-м».

Все решил голос президента Международной федерации баскетбола (ФИБА) Абделя Монейма Уаби. Он утверждал, что справедливо было бы переиграть матч, но времени для этого до окончания Олимпиады не осталось.

Американцы в знак протеста до сих пор не забрали свои серебряные медали. Они так и лежат в хранилище одного из швейцарских банков. Ну а игрок сборной США Джойс категорически запретил в завещании своим потомкам забирать это проклятое «серебро».

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Теперь пробежимся по сюжетным линиям. Правда ли, что автор золотого броска Александр Белов испытывал большие проблемы с сердцем? Да, он умер в возрасте 26 лет. Постоянно жаловался на боли в груди, и Кондрашин в «Спартаке» давал ему отдохнуть в каждой игре минуту-другую.

23 января 1977 года, когда команда проходила таможенный досмотр на выезд из СССР на соревнования, в сумке Белова были обнаружены иконы. Вспыхнул скандал, замелькали статьи в центральной печати.

Александр был лишен звания заслуженного мастера спорта, а также стипендии. Потерял место в национальной сборной. Хотя мелкая контрабанда - водка, икра, видеотехника - была обычным явлением для советских спортсменов тех лет. Но политическое руководство страны выбрало большого во всех смыслах спортсмена и устроило показательный процесс.

А еще возможно, что Белов стал жертвой провокации. Кто-то пытался занять его место в стартовой пятерке советской сборной, при этом ослабив ленинградский «Спартак». Так или иначе скандал и отлучение от баскетбола стали страшным ударом для спортсмена.

В августе 1978 года Белова пригласили на сборы, но через несколько дней он почувствовал себя плохо и через два месяца скончался от редкой болезни - саркомы сердца.

Вдова Белова оказалась недовольна тем, как отразили в фильме ее мужа.

ГОМЕЛЬСКИЙ ПРОТИВ КОНДРАШИНА

Вдова Владимира Кондрашина тоже резко осудила фильм - слишком много художественных допущений в сценарии. К примеру, мелодраматический сюжет о том, что тренеру нужны были деньги на операцию для ребенка.

Но их сыну в 1972 году было уже 20 лет. Какой же это ребенок? Поэтому фамилии персонажей пришлось изменить. Так Кондрашин (герой Машкова) превратился в Гаранжина.

Александр Гомельский («папа») и Владимир Кондрашин («батюшка», Петрович) полтора десятилетия конкурировали друг с другом и на площадке, и в начальственных кабинетах за место главного тренера сборной СССР. Значительная часть советской творческой интеллигенции была на стороне Кондрашина.

Причины этого эстетического выбора опишет в 1971 году писатель Василий Аксенов в «Рассказе о баскетбольной команде, играющей в баскетбол»:

«В команде ЦСКА собраны действительно великолепные игроки, и Сергей Белов первый среди них. Замечательная команда, но... знаете ли... некоторым любителям баскетбола все-таки больше нравится «Спартак», в котором собраны не столь великолепные игроки. Что же тут кроется? ЦСКА - это совершенное творение, созданное для победы, для накопления славы. Для победы в данном случае по баскетболу. Делают они свое дело хорошо - побеждают уже десять или сколько там лет подряд.

«Спартак» - несовершенное творение, созданное для игры в баскетбол. Мы хотим, чтобы он выиграл, и он выиграет, а потом, наверное, проиграет, чтобы в следующий раз снова выиграть, а может быть, и наоборот - позорно продуть... Пусть он играет за милую душу в свой человеческий, полный надежд и горечи баскетбол».

Кондрашин сменит Гомельского на посту главного тренера сборной СССР в 1970 году, после того как советская команда займет третье место на чемпионате мира в Любляне. Гомельский сменит Кондрашина, когда сборная СССР в 1976 году займет третье место на Олимпийских играх в Монреале.

Владимир Петрович умер в 1999 году, посмертно включен в Зал славы ФИБА.

НЕ АНТИСОВЕТЧИК

Еще одна линия фильма - антисоветский настрой Модестаса Паулаускаса. Он был капитаном сборной СССР в 1969-1974 годах, то есть лицом команды.

Когда в 1976 году Паулаускас заканчивал карьеру, ему устроили прощальный матч, половину которого он провел в форме «Жальгириса», а вторую - в форме сборной СССР.  Так что вопрос о благонадежности капитана никогда не стоял. Да и сейчас, с 2005 года, он два раза в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (Калининградская область).

По словам Паулаускаса, «в Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам».

...Можно долго говорить о «Движении вверх». Но лучше посмотреть самим. И есть статистика: просмотры страниц в Википедии по запросу «финал баскетбольного турнира Олимпийских игр - 1972» за последний месяц выросли в 38 раз. То есть молодежь заинтересовалась темой, о которой раньше даже не слышала.

Та теплота, с которой показаны все игроки великой сборной со всеми индивидуальными переживаниями и рефлексией, заставляет сопереживать им каждую секунду. В этом фильме столько тепла, любви и драматизма, что сложно сдержать эмоции.

Но фильм не только о великих советских игроках. Что отличает нас от тех парней, в которых никто, кроме тренера, не верил? Сегодня ситуация в спорте, к сожалению, похожая - у нас тоже есть чиновники, думающие вместо спорта о своих интересах, и среди нас по-прежнему живут великие спортсмены и великие тренеры, которых невозможно сломить. Эти несгибаемые люди всеми силами будут доказывать на Олимпиаде в Пхенчхане, что мы способны победить даже там, где в нас не верят даже свои.

Материал подготовил

Степан Строев.

Фото «РИА Новости»,

кадр из фильма «Движение вверх»

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.