Это интересно
3403 | 0

Заоблачный «Арбалет»

Заоблачный «Арбалет»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В конце апреля группа российских десантников впервые в мировой истории совершила десантирование на парашютах с высоты 10 тысяч метров в арктических условиях.

Уникальный прыжок состоялся в районе зажатого льдами Северного Ледовитого океана архипелага Земля Франца-Иосифа.

ПРЫЖОК В НЕИЗВЕСТНОСТЬ

Воздуха на такой высоте над землей не хватает, ведь это всего на тысячу метров ниже стратосферы, а температура в верхних слоях атмосферы - почти 60 градусов мороза. Землю от военнослужащих скрывало сплошное одеяло облаков, а ветер грозил унести парашютистов на десятки километров от заданного района посадки.

Тот прыжок стал проверкой на выносливость не только для людей, но и для новейших средств высотного десантирования. Подразделение ВДВ было оснащено новой экипировкой, навигационным оборудованием и кислородными аппаратами, в состав которых входили дыхательные маски для разогрева легких с помощью смеси кислорода с азотом. Все это специально разработано для задач экстремальной сложности.

Прыжок десантники совершили на парашютах системы «Арбалет-2», купол такого парашюта способен переместить десантника на 30 км от точки сброса. Приземление на арктические льды и было связано с проверкой того, насколько эффективно работают парашюты этой системы в суровых климатических условиях. Убедились: они надежны и неприхотливы, им не страшны ни мороз, ни ветер, ни разреженная на высоте атмосфера.

С таким высотным снаряжением и специальной десантной подготовкой в условиях Крайнего Севера отечественной крылатой гвардии ничто не мешает добраться до самых отдаленных районов Арктики.

Руководил учениями Герой России, боевой десантник, заместитель министра обороны генерал-лейтенант Юнус-Бек Евкуров.

- Если мы сегодня говорим об уникальности того, что мы сейчас впервые провели такое десантирование, то уже с 2021 года это не будет уникальностью, это будут обычные явления. Потому что ряд соединений, частей разведки будет переходить на высотное десантирование, - отметил военачальник.

ДАВНЯЯ ЗАДУМКА

Вообще-то о планирующих парашютах военные завели речь еще в начале 1980-х. Именно тогда ГРУ Генштаба Вооруженных сил СССР совместно с НИИ парашютостроения и Главным штабом ВДВ провели научно-исследовательскую работу, которая была посвящена десантированию групп специального назначения с планирующими парашютными системами с больших высот с целью ухода на ограниченные площадки, расположенные далеко от места выброски.

Однако время планирующих парашютов пришло лишь с появлением необходимых материалов, а главное - навигационного оборудования. Компас и высотомер проблемы не решали, ведь парашютист, выполняя высотный прыжок, земли не видит, а двигается, подобно летчику, исключительно по приборам.

Конструировали парашют на НПП «Звезда» им. академика Г.И. Северина. Анализируя боевые действия в современных условиях, специалисты и военные пришли к выводу, что традиционные круглые купола для высотного десантирования не годятся. Это только в кино красива атака спецназовцев, свалившихся на голову врага с неба. На самом же деле для того, чтобы освободиться от парашюта, требуется довольно много времени.

Кроме того, стоящие на вооружении голубых беретов Д-6 и Д-10 с круглыми куполами лишь частично управляемы в воздухе: они не обеспечивают абсолютную точность приземления, что в условиях боя чревато большими проблемами. Недостатком является и то, что десантник может взять с собой минимум снаряжения. Оно сбрасывается отдельно на грузовых парашютах, которые, как правило, садятся в стороне, а ведь противник не даст возможности искать и распаковывать груз.

- В отличие от старых парашютных систем с круглыми куполами «Арбалет» представляет собой летающее крыло, - объясняет Игорь Тарелкин. Именно он принимал непосредственное участие в разработке парашютной системы и проводил ее испытания. - И запасной парашют такой же, причем расположен он не на груди, как сейчас, а в тандеме с основным, за спиной. Он не сковывает действий парашютиста в воздухе и в момент приземления, что в условиях боя весьма важно…

Высокую надежность парашютной системы, по его словам, обеспечивают 9-секционные купола площадью 27 кв. метров каждый. Основная и запасная парашютные системы размещаются в одном ранце и имеют общую подвесную систему, куда при необходимости можно крепить 50-килограммовый грузовой контейнер. Подвесная система имеет 9 точек регулировки, что позволяет подгонять ее даже под парашютиста ростом два метра, одетого в зимнее прыжковое обмундирование и снаряжение.

Как отметил Игорь Евгеньевич, даже он со своим опытом не мог представить себе, что на парашюте можно улететь на десятки километров от точки десантирования. Мол, это уже не просто парашют, а летательный аппарат.

Об опыте - особо. За плечами полковника ВВС Игоря Евгеньевича Тарелкина более 6 тысяч прыжков, большинство из которых испытательные, экспериментальные. Были в его практике и отказы парашютов, и схождения куполов, и жесткие, до скрипа костей, приземления. Многое из того, чем занимался Игорь Евгеньевич, делалось, как принято говорить, «в интересах обороноспособности страны», а значит, широко не афишировалось. За эти прыжки, а также за испытания авиационных катапульт Игорь Тарелкин награжден Золотой звездой Героя России. Такой же награды удостоен и его сын, космонавт Евгений Тарелкин, который в 2012 году провел на МКС 143 дня. Такая вот уникальная семья «летающих Тарелкиных».

И В СТУЖУ, И В ЗНОЙ

Все новое рождается в муках. И «Арбалет» - не исключение.

- Парашют испытывали в нескольких регионах страны. И при обычной температуре, и в жару. Особенно сложно пришлось на испытаниях в Хабаровске. Морозы в ту зиму там стояли знатные - под 30 градусов. Однако лютая стужа, усиленная пронизывающим ветром, нас не огорчала. Чем суровей погодные условия, тем быстрее проявятся негативные стороны новой парашютной техники, которые следует устранить. Когда парашют будет запущен в серию и уйдет в войска, никаких сюрпризов при его эксплуатации быть не должно.

Был выявлен ряд недостатков, после устранения которых Тарелкин и его коллеги-испытатели вновь и вновь совершали десятки прыжков в самых сложных режимах, проверяя, не проявит ли себя этот недостаток вновь.

- В результате нашей работы была создана парашютная система, не имеющая аналогов в мире, - считает он. - Американских и канадских парашютистов, выполнивших прыжки на доработанном «Арбалете», просто распирало от восторга: «Это не парашют, а чудо!» Да и я, испытав все иностранные аналоги, могу точно сказать: они в подметки «Арбалету» не годятся.

Когда весной 2006 года в ВДВ и армейские подразделения спецназа начал поступать новый парашют «Арбалет», он сразу же заслужил восторженные отзывы. Вот как оценил его заместитель командующего ВДВ генерал-майор Вячеслав Борисов:

- По грузоподъемности, безопасности, точности и уменьшению скорости приземления «Арбалет» просто не имеет аналогов. Если «арбалетчики», подтвердив теоретические расчеты, смогут спланировать по воздуху 20 и более километров, эти парашюты принципиально изменят тактику применения разведки ВДВ. Ведь в зону боевых действий самолет, с которого десантируются парашютисты, может уже и не заходить. А значит, вероятность быть сбитым средствами ПВО противника становится минимальной: после десантирования самолет уходит в одну сторону, а «арбалетчики» спланируют в другую. Так как десантирование происходит ночью, парашюты камуфлирующей раскраски, увидеть спецназовцев в небе практически невозможно…

Все, о чем говорил генерал Вячеслав Борисов, голубые береты со временем воплотили в практику. В СМИ регулярно появляются сообщения о массовом десантировании на «Арбалетах» подразделений крылатой гвардии.

Владимир Гондусов.

Фото: ТАСС/ А. Ерешко,

ТАСС/Минобороны РФ.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.