Это интересно
3723 | 0

У почтовой марки юбилей!

У почтовой марки юбилей!
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

По некоторым сведениям, самая первая в мире почтовая марка появилась в Греции в конце 1830-х годов, однако приоритет страны в выпуске почтовых марок у экспертов вызывает сомнение.

Родиной ее они склонны считать Великобританию, где в мае 1840 года были отпечатаны первые экземпляры почтовой марки.

В честь ее 180-летия мы решили вспомнить необычные случаи, связанные с почтовыми марками в разных странах мира.

Марки пахнут и поют

Почтовые марки, выпущенные за почти два века их истории, порой поражают воображение.

Первыми отличились власти Российской империи, выпустив в 1915-1917 годах серию из 11 марок, которые можно было использовать в качестве… денег. Эти почтовые марки были отпечатаны на очень плотной бумаге. Текст на них гласил: «Имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой» и «Имеет хождение наравне с медной монетой». Такими марками расплачивались за почтовые услуги.

А спустя век филателисты теряли головы от другой коллекции. В 2003 году в России была издана серия марок «Дары природы» с миниатюрами, изображавшими яблоко, грушу, землянику, ананас и дыню. Марки как марки. Вот только запах они источали такой же, как изображенные на них плоды.

В свою очередь Бельгия в 2013 году выпустила марки, которые не только пахли, но и имели вкус шоколада. Очевидно, это было сделано, чтобы вызвать приятные ощущения у граждан, которые привыкли лизать марки, перед тем как их наклеить. Аналогичные «вкусные» марки выпускались во Франции в 1960-е годы. В клей для них производители добавляли лимонный сок, мяту и ванилин.

Однако больше всех удивило коллекционеров марок государство Бутан, в 1973 году выпустившее плотную почтовую марку с рельефным покрытием, которая при размещении ее на проигрывателе грампластинок играла гимн страны.

Кроме того, в Бутане с 1949 по 1962 год выпускались марки со стерео­скопическим эффектом, на стальной фольге и марки-барельефы. Их популярность у филателистов была так велика, что на какое-то время почтовые марки стали основным источником экспортных доходов страны.

Курьезы дипломатии

Самыми дорогими марками в мире, как известно, являются те, что были выпущены ограниченным тиражом либо при печати которых были допущены существенные опечатки.

Для марок советского периода известно три подобных случая, два из которых связаны с взаимоотношениями Швеции и СССР. В 1959 году в стране было запланировано издание почтовой марки, посвященной 250-летию победы Петра I над шведским королем Карлом XII под Полтавой. Но когда марки уже ушли в типографию, власти спохватились, решив, что их выпуск может омрачить налаживающиеся отношения между СССР и Швецией. Печать остановили. Уцелел лишь один лист с 40 марками, каждая из которых оценивается у коллекционеров от полумиллиона до миллиона рублей.

Прошло пять лет, и руководство СССР задумало издать марку с изображением лайнера «Башкирия» и текстом «Рейс мира и дружбы в Данию, Швецию и Норвегию». Пустить марки в продажу предполагали перед началом визита Н.С. Хрущева в Швецию. Увы, визит отменили. Марку в обращение не пустили. Сегодня ее цена доходит до полутора миллионов рублей.

Самая дорогая марка

Стоимость редких видов марок порой превышает миллион долларов. Абсолютным рекордсменом по цене считается почтовая марка под названием «Святой грааль».

Она была выпущена в 1868 году номинальной стоимостью один цент с изображением первого генерального почтмейстера США Бенджамина Франклина.

В мире известно всего два образца данной марки, и ее стоимость приближается к 3 миллионам долларов. Один экземпляр принадлежит Нью-Йоркской публичной библиотеке, которая в 1925 году получила ее в дар вместе со всей коллекцией от адвоката Бенджамина Миллера, первого филателиста, собравшего полную коллекцию почтовых марок США. Второй находится в частной коллекции американского финансиста Билла Гросса. Именно продажи-обмены этого частного экземпляра и вывели марку в лидеры филателистических раритетов.

«Тифлисская уника»: черная метка

Рекордсменом по количеству таинственных легенд на сегодняшний день считается так называемая Тифлисская уника, одна из первых почтовых марок Российской империи, выпущенная в 1857 году.

Внешне данная марка ничем не примечательна. На ней изображен дореволюционный герб Тифлиса. В обращении данная почтовая марка была всего год, а ее оттиски уже в начале XX века являлись антикварной ценностью. Два экземпляра «Тифлисской уники» за несколько лет до гибели попали в коллекцию страстного филателиста Николая II. Сложно сказать, повлияла ли темная аура марки на последнего русского монарха или нет, но его дальнейшая судьба наводит именно на такие размышления.

Одну из двух марок Николай II преподнес в дар королю Великобритании Георгу V. Вскоре, как писали в дневниках английские придворные, они стали замечать: когда король подолгу смотрит на марку, у него начинаются головные боли, портится настроение, он чуть ли не теряет рассудок. В итоге медик Георга V якобы случайно уничтожил злополучную марку.

Владельцем сразу трех «Тифлисских уник» был Агафон Фаберже, сын знаменитого российского ювелира. В итоге после приобретения марок в революционные годы мужчине трижды выносили расстрельный приговор, и он даже провел год в тюрьме. Позднее марки у Фаберже, когда он уже жил в эмиграции, украли. Может быть, к лучшему?

Предвестники несчастья

По неизвестному стечению обстоятельств изображение на марках воздухоплавательных судов крайне популярно, но у летчиков оно считается недобрым знаком.

Интересный в этом отношении случай произошел в 1928 году в Италии.

Был организован полет к Северному полюсу на дирижабле «Италия» под руководством Умберто Нобиля. Цели «Италия» достигла 23 мая 1928 года и повернула обратно. Однако поднялся шквальный арктический ветер, заглох мотор, и утром 25 мая дирижабль рухнул в ледяную пустыню с 16 членами экипажа на борту. Несколько недель выжившие члены экспедиции провели в палатке. До тех пор, пока за ними не пришел советский ледокол «Красин».

Впоследствии выяснилось интересное обстоятельство. Накануне экспедиции в Италии были выпущены почтовая марка и открытка с лицами всех участников полета: две строчки по восемь портретов в каждой. В ходе экспедиции выжили полярники, изображенные во втором ряду, а весь первый ряд погиб.

Похожий трагический случай произошел спустя девять лет во время трансполярного перелета в США экипажа летчика Сигизмунда Леваневского. А до падения самолета по поручению наркомата связи СССР была выпущена в свет серия марок «Герои СССР», на одной из которых был изображен Сигизмунд Леваневский.

На этом странности с изображением воздушных судов на марках не закончились. В мае 1937 года в Германии взорвался крупнейший в мире дирижабль «Гинденбург», а буквально накануне катастрофы в обращение вышла помпезная марка с его изображением в черных тонах.

Подготовил

Дмитрий Соколов.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.