Это интересно
3257 | 0

Гжель может быть сексуальной

Гжель может быть сексуальной
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Михаил Васильевич Ломоносов писал о гжельской глине чрезвычайно возвышенно: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская <…>, которой нигде не видал я белизною превосходнее…»

Любой русский человек наверняка не один раз видел произведения гжельских мастеров. В каждом доме, наверное, найдется хоть скульптурка, хоть солонка, тарелка или вазочка бело-синей раскраски в витиеватых цветочках и лепестковых мазках.

Первое упоминание о Гжели относится к XIV веку - в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года. Гжель - это поселение (местные жители называют его Гжельская волость) из 30 деревень, где когда-то производили потрясающую фарфоровую продукцию на 27 заводах. Теперь же промысел приходит в убыток. Заводы один за другим потихоньку закрываются, дорогостоящие штучные изделия не способны конкурировать с китайскими подделками, заполнившими мир, уникальной светлой серой глины здесь уже не осталось, ее приходится закупать на Украине, что тоже проблемно, и неизвестно, долго ли еще продержится знаменитое производство гжели.

Тем более надо поспешить в Музей гжельского промысла, где еще проходят мастер-классы, экскурсии по заводу и выставки. Одна из них - выставка «Эротика в фарфоре» - очень выделяется среди другой продукции. В музее есть и выставка к юбилею знаменитого производителя кузнецовского фарфора Матвея Сидоровича Кузнецова, хозяина заводов «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в Риге, Дулеве, Новгороде, Вербилках. Есть и памятные подарки государственным деятелям и известным людям, например штоф «Каравелла» Леониду Якубовичу. Но «Эротика в фарфоре», конечно, увлекательнее.

Тут есть скульптурки по народным поговоркам и пословицам типа «Конь в пальто», «Член на блюде» или солонка «Ж... с ушами», а есть и персонажи из фильмов и песен. Началась эта коллекция со статуэтки «Упала шляпа». Шляпа целомудренно лежит у мужчины на коленях, но когда экскурсовод снимает ее, то начинается просто вакханалия. Потом подключается Алена Апина со своей песней «Я его слепила из того, что было», где бедная женщина-гончар, видимо, с тоски по мужчине лепит огромный детородный орган, затем Доцент из фильма «Джентельмены удачи» и другие его персонажи демонстрируют свои мужские достоинства. Есть член-колокольчик, член-лейка, член-солонка. В общем, фантазия скульптора Андрея Киселева неиссякаема. За первую скульптурку «Упала шляпа» он получил даже приз на международной выставке «Эрос-Москва». И началось!

«Часики» (есть на полшестого «Пора вставать», а есть на 12.00 «Так держать!»), «Наши пушки - не игрушки» (ну конечно, пушка - это опять же не орудие как таковое), «Пикник», солонка «Неожиданность». Большой популярностью пользуются скульптуры «Снегурочка», «Аврора», «Натали» - такие прямо все из себя млеющие девушки.

Музеи эротики есть во многих городах мира, один из самых известных, в частности, в Берлине. «Ну чем мы хуже?» - подумал Андрей Киселев и в 1996 году начал творить свою экспозицию. В конце концов многие из гжельских мастеров имели скандальную славу. Так, прадед Матвея Сидоровича Кузнецова - Яков Васильевич, когда ставил сруб на берегу реки Дорки почти у самого края деревни Гжель, вообще считался преступником. Все судачили, что, мол, ограбил и убил постояльца - богатого купца. А когда к дому начали подъезжать подводы с глиной, кварцем, шпатом в 1810 году, это был уже небольшой кустарный фарфоровый заводик…

В 1804 году основатель одного из первых заводов Павел Куликов сам научился технике изготовления фарфора, чтобы сохранить секрет его выработки, у него был только один рабочий, но два жулика-гончара тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий), украли образцы глины и открыли собственные заводы. А именно от завода Куликова пошло фарфоровое производство гжели.

Так что традиции передаются, меняются, но все-таки сохраняются. И скульптора Андрея Киселева вполне можно назвать продолжателем славных гжельских обычаев и правил. Хотя сотрудники музея немного стесняются этой выставки. Витрины с ней предусмотрительно занавешены, их открывают только для взрослых посетителей. А продукцию в магазине продают исключительно по просьбе, не выставляют напоказ.

- Можно мне солонку «Ж... с ушами», - уже зная все нюансы, шепнула я продавцу.

- Сейчас посмотрим на складе…

Продавщица пришла с большим ящиком, заваленным соответствующей продукцией, и начала меня агитировать:

- «Ж... с ушами», к сожалению, нет, но есть «Член на блюде», посмотрите, в двух вариантах: сине-белом и цветном.

- Ну нет, мне вот именно ее хотелось, с ушами!

Так я и уехала без сувенира на память, но с незабываемыми впечатлениями.

Наталия Жаворонкова.

Фото: GZHEL.RU

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.