Это интересно
4545 | 0

Город-сад в центре Москвы

Город-сад в центре Москвы
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

С каждым годом Большая Москва все больше наступает на пригороды, превращая некогда уютные стародачные места в новые микрорайоны из высотных небоскребов.

На этом фоне настоящим оазисом выглядит легендарный поселок художников, состоящий из коттеджей деятелей искусств XX века, около метро «Сокол».

НОВАЯ МОСКВА

История появления поселка Сокол, или, как его еще называют, «поселка художников», удивительна и необычна для московского градостроительства начала XX века.

Вскоре после переезда первого советского правительства из Петрограда в Москву в 1918 году большевики всерьез задумались об изменении архитектурного облика города и его расширении в рамках концепции постройки столицы нового мира. Выдающимся архитекторам тех лет И.В. Жолтовскому и А.В. Щусеву был заказан новый генеральный план развития столицы с символичным для наших дней названием Новая Москва.

Основная идея оказалась не нова и была к тому времени успешно реализована во многих крупнейших мегаполисах мира. Предполагалось, что в Москве будет построен деловой центр в границах прежнего города, вокруг которого будут возведены небольшие города-сады, состоящие из частных коттеджей на одну семью.

Для решения данной проблемы 8 августа 1921 года В.И. Ленин подписал декрет, разрешающий в Москве кооперативное строительство. Одновременно была поддержана идея создания городов-садов вокруг столицы. Предполагалось, что Московская окружная железная дорога свяжет новые коттеджные поселки с промышленным и деловым центром города.

Датой основания первого поселения, получившего название Сокол, принято считать март 1923 года, но первое собрание его жильцов состоялось 11 апреля 1923 года. При этом, как ни странно, хотя жилищное товарищество «Сокол» уже существовало, был определен список жильцов, но место под строительство выбрано не было.

Первоначально поселок хотели возвести в районе Сокольников, считавшемся в те годы «московской Швейцарией». Однако архитекторы быстро забраковали данное место, заявив, что оно слишком сырое. Строить решили между селом Всехсвятским и станцией Серебряный Бор Московской окружной железной дороги.

ЗОЛОТЫЕ КОТТЕДЖИ

Непрост оказался и подбор первых потенциальных жителей будущего поселка. С одной стороны, это должны были быть состоятельные люди, поскольку вступительный взнос в жилищный кооператив был высок, а с другой - жильцы Сокола должны были быть лояльны советской власти. Но партийная элита ехать на окраину города не хотела, а у рабочих не было достаточно денег. Предпочтение отдали творческой интеллигенции и ученым.

Из-за большого процента среди жителей Сокола художников, архитекторов и скульпторов жилищный кооператив получил свое второе, полюбившееся москвичам название «поселок художников». Здесь проживали многие знаменитые деятели искусств, самые известные из них: русский график П.Я. Павлинов; академик Н.В. Оболенский, а также его сын А.Н. Оболенский, участвовавший в восстановлении храма Христа Спасителя; архитектор А.В. Волков, проектировавший театры и стадионы нашей страны; скульптор А.П. Файдыш, создавший знаменитый монумент «Покорителям космоса» на ВДНХ.

Примечательно, что если по всей Москве квартиры постоянно уплотнялись, превращаясь в коммуналки, то владельцы коттеджей поселка Сокол были наделены правом пользования домами и участками сроком на тридцать пять лет без уплотнений и изъятия.

Однако раздавались коттеджи не бесплатно. За каждый из 200 домов необходимо было прилично заплатить. Вступление в кооператив стоило 10,5 золотых червонцев, выделение участка - 30, вкладываться надо было и на всех стадиях строительства. Полностью коттедж обходился первым владельцам в 600 золотых червонцев (в пересчете на современные деньги около 15,5 млн рублей).

Тем не менее жить в Соколе было удобно и престижно, поэтому никто не жаловался, поскольку в проектировании поселка участвовали многие знаменитые архитекторы, часть из которых поселилась здесь же, а большинство из его коттеджей признаны памятниками архитектуры.

Над созданием художественного облика Сокола работал цвет русской и советской архитектуры: действительный член Императорской академии художеств, академик архитектуры, академик АН СССР А.В. Щусев, архитектор-художник Н.В. Марковников, знаменитые архитекторы-конструктивисты В.А. Веснин и Л.А. Веснин, И.И. Кондаков, Н.Д.  Колли.

Среди жителей Сокола бытует мнение, что ни один из домов не повторяется. Но несмотря на различия в архитектурных деталях, дома в Соколе были представлены трех видов: бревенчатые, шлакозасыпные и кирпичные.

Одни из них походили на вологодские избы Русского Севера, другие своими контурами напоминали башни английских крепостей, а третьи - немецкие кирпичные коттеджи.

Первоначально названия улицам планировали дать прозаические: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Однако во время строительства поселка под давлением известного художника-графика П.Я. Павлинова их назвали в честь выдающихся отечественных художников: Сурикова, Поленова, Врубеля, Левитана, Верещагина и Брюллова.

Достаточно интересно были организованы улицы поселка. Расходясь от центральной площади прямыми линиями, они имели разную ширину, а в конце изгибались. Первым данный прием организации городского пространства был использован в эпоху Возрождения, получив название «лестница Микеланджело». Особенно ярко это просматривается на улице Сурикова, поделенной на три составляющие. Первая широкая часть - прямая и идет от улицы Алабяна до центра поселка, вторая - более узкая, а третья часть имеет плавный поворот. Таким образом, при взгляде с улицы Алабяна кажется, что улица Сурикова очень длинная, а сам поселок огромен, хотя в реальности он имеет достаточно скромные размеры.

АТМОСФЕРА ДОБРОСОСЕДСТВА

Несмотря на наличие отдельных коттеджей, с первых дней существования в поселке Сокол царила атмосфера добрососедства, его жители чувствовали себя одной семьей. В поселке царил популярный в первые годы советской власти дух коммуны, когда все бытовые вопросы решались всем миром.

Впрочем, это было не так сложно: творческая интеллигенция решала культурно-массовые вопросы, а представители наркоматов - административно-хозяйственные.

Поскольку поселок планировался как витрина новой жизни, условия быта в поселке существенно отличались от остальной Москвы. В Соколе работали свои ясли, детский сад, родильный дом, продовольственные и промтоварные магазины.

Интересно, что в детском саду поселка в первые годы наемными были лишь воспитатели, а остальные функции выполняли поочередно родители. Мамы готовили еду, а папы обеспечивали исправную работу помещений.

Автор материала из собственного детства, проведенного в поселке художников, отлично помнит царившую здесь уникальную добрососедскую атмосферу. Большинство жителей не только были знакомы друг с другом, но и регулярно, без звонка, ходили в гости. Детвора же и вовсе кочевала из одного коттеджа в другой.

Со временем поселок художников, когда-то построенный на окраине Москвы, естественным путем оказался практически в центре города, и у власти появились планы по его сносу.

Первые попытки были сделаны в начале 1950-х. Однако за Сокол, как утверждают старожилы, заступился И.В. Сталин, знакомый с данным районом, поскольку семья его сына Василия жила в районе соседней Новопесчаной улицы.

В 1979 году появилось решение Моссовета о государственной охране поселка как памятника градостроительства первых лет советской власти.

После крушения СССР часть домов в поселке была перестроена. На их месте появились современные коттеджи, по традиции поселка каждый из них имеет свою уникальную архитектуру. На сегодняшний день поселок Сокол является излюбленным местом прогулок москвичей соседних улиц и районов.

Дмитрий Соколов,

коренной житель поселка Сокол (1977-1985 гг.)

Фото: A.SAVIN, WIKICOMMONS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.