События в мире. Новости политики
6080 | 0

Андрей Туманов: «Отныне отстаивать свои права придется самим»

Андрей Туманов: «Отныне отстаивать свои права придется самим»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Андрей Туманов, как говорится, наш брат журналист. Основатель и бессменный главный редактор газеты «Ваши 6 соток», телеведущий. А еще Туманов руководит двумя общественными организациями, входит в различные общественные советы. В 2011-м стал депутатом Госдумы. Сегодня - первый зампредседателя. Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи.

- Многовато у вас всяких должностей и общественных постов. Как вы успеваете только?

- Приходится успевать. Да я человек непоседливый, все время в движении, однако могу быть и неторопливым, сосредоточенным, особенно в саду-огороде. Земля суеты не терпит. Да, я по-прежнему занимаюсь тем делом, которому отдал 25 лет, а практически всю жизнь.

- Но и с главной профессией, которая в дипломе прописана, тоже ведь не расстались.

- Нет конечно!

- Не случайно вас в такой комитет назначили. Скажите, что-то удается сделать, чтобы пресса задышала посвободнее? А то, куда ни кинь, всюду клин: проблемы с доставкой по линии «Почты России», система распространения на ладан дышит, сеть киосков по всей стране загибается. А тут еще Дума запрещает рекламу медицинских услуг, лишая куска хлеба и медиков, и нас, издателей.

- Да, печатной прессе несладко приходится. Дело в том, что государство от печатной прессы фактически отказалось, рукой махнуло. Мол, есть у нас мощное оружие - ТВ и интернет. С ними по охвату аудитории разве печать может сравниться? Поэтому мы с вами оказались как бездомные собаки - кормимся, что найдем, зато на поводке не ходим. С одной стороны, хорошо, с другой - выжить при этой модели практически невозможно. Ну да, телевидение, да, интернет, но, дорогие товарищи, посмотрите вокруг. В Японии, например, поняли, что интернета для полноценного развития ребенка мало. Детей в школе заставляют читать и писать рукой. Мы ж все время опаздываем. Рано или поздно поймем, что печатное слово не архаика какая-то, а самодостаточная ценность, нужная позарез. Рано или поздно, но печатную прессу надо будет поднимать. Пока же со стороны государства я такого понимания не вижу.

- Я понимаю, что торговать, например пивом, на улице круглые сутки неправильно, но почему к алкоголю надо прессу приравнивать? Не понимаю! По всей стране идет тотальное уничтожение киосковых сетей. Где ж тогда человеку газету купить? В супермаркет он за ней ведь не пойдет.

- Мы с вами живем в немножко перевернутом мире. Наше руководство посчитало, что ручная пресса, которая всех любит - мэра, губернатора, правительство, - только такая и нужна. Ей и помощь идет. Рынок дотируемой, бесплатной прессы я сравниваю с булками. Вот эти - из плохой муки, зато бесплатные. Их берут и засовывают в ящики наподобие почтовых, чтобы народ не голодал. Ну сколько может быть людей, кто станет питаться булками из плохой муки, даже дармовыми? Может, две старушки возьмут, но остальные-то нет. То же и с бесплатными газетами, прославляющими местных начальников. У нас кто-то живет по рыночным законам, а кто-то - за счет государства. Такой подход обваливает рынок. Человек, привыкший к халяве, пусть и некачественной, подумает еще, платить ли даже небольшие деньги за нормальную прессу. Я считаю, что не должна власть иметь и содержать свои СМИ. Если вы хотите, чтобы о вас сказали, либо покупайте страничку, либо делайте добрые дела, чтобы о вас писали бесплатно.

- Ну ладно, не хотят помогать, так хоть не мешали бы. А то «Почте России» дотации на доставку подписки отменили, теперь подписные издания дороже розницы, институт подписки подорван.

- У нас сегодня дотируются конкретные издания - от этой практики отказался в 1990-х как раз Полторанин. Предложил дотировать конечного потребителя - подписчика. Мы откатились в 90-е и начинаем опять думать, что ж нам делать. Когда с «Почты России» сняли бюджет на дотации, я встречался с главой Минфина Антоном Силуановым, объяснял, что нельзя это делать. Он говорит: если строку в бюджете зачеркнули, она больше не возродится никогда, придумывайте что-то новое. Мы с руководством «Почты России» пытаемся что-то придумать, но это очень трудно. Кстати, «Почта России», поверьте, живет еще хуже газет. На ней такие убытки висят! Придется разгребать долгие годы.

- На общественную работу время остается? Вы же двумя организациями руководите.

- Выкраиваю. Одна наша организация была создана еще при советской власти, сегодня называется «Московский межрегиональный союз садоводов» - Москва, область и несколько близлежащих регионов. Я его последние 15 лет возглавляю. Есть еще общероссийская общественная организация «Садоводы России». Уверен, будущее за такими профильными общественными организациями. Чиновники проблемы садоводов решать не будут.

- Конфликт интересов?

- Интересы могут совпадать или нет. Чиновнику надо максимально наполнить казну, он всегда будет стремиться облагать дачника по полной программе. Наша же главная задача - не дать чиновнику зарваться.

- С 2015 г. планируется изменение налогообложения. Пенсионерам только за один объект недвижимости разрешат не платить. Понятно, что большинство не участки с домиками, а квартиры выберут.

- За землю и так платим, предстоит еще и за домик. Но так ведь во всем мире, другое дело - как платить. Земельный налог для дачников крайне несправедлив. Они ж не получали пахотную землю - кусок болота, свалки, торфоразработки, песчаного карьера. Либо развалины кирпичного завода, как мои мама с папой получали. За 20-30-40 лет горбом своим, руками подняли землю, обустроились. Вдруг приезжает оценщик и восхищается: о, как у вас тут замечательно! Выставим-ка вам кадастровую оценочку высшую. Несправедливо! В цивилизованных государствах, если люди берут бросовые земли, им предоставляют налоговые вычеты, иногда даже приплачивают из бюджета за то, чтобы они эту землю подняли. У нас же хотят только брать! Но бороться с этим можно и нужно. Когда ко мне приходят люди, я им объясняю, как это делать. Ведь что такое земельный налог? Согласно Налоговому кодексу, это местный налог. Есть у него ставка - для дачников не выше 0,3% от кадастровой стоимости земли. Сейчас кадастровая стоимость земли подскочила, кое-где - в 15 раз. Стало дорого платить! Ставку этого налога устанавливают местные депутаты. Дорогие друзья, если вы хотите снизить земельный налог, идите к вашим местным депутатам, желательно компанией, и требуйте снизить ставку налога на землю, не то, мол, переизберем. Ни одному депутату неохота, чтобы ему на выборах пинка под зад дали. Не жалейте вы нас, депутатов. Мы ж расходный материал, который всегда заменить можно. Поверьте, 90% депутатов согласятся пересмотреть налоговую ставку. Но это еще не все. Кадастровая оценка у нас проводилась ненадлежащим образом. Вы когда-нибудь видели оценщика, который ходит, смотрит, что-то измеряет, берет пробы земли?

- Не приходилось. А что, есть такие старательные?

- Не смешите! Как это делается? Сидит девушка за компьютером, смотрит объявления: продаю землю там-то, за столько-то. Она берет эти цифры, складывает, выводит среднее арифметическое. Вот вам и кадастровая оценка - без выезда на место. Вы недовольны суммой. Что делать? Приходите в согласительную комиссию Росреестра и говорите: не согласен с оценкой - завышена, уменьшите мне ее в 2 раза. Если этого не сделаете, пойду в суд. Это действует, в 70% случаев или около того оценку пересматривают. Если говорят: нет, не станем ничего менять, - пишете простейшее заявление в суд (лучше, чтобы это адвокат сделал): не согласен с оценкой кадастровой стоимости земли, так как мне неизвестно, на какие методики и документы опирались оценщики. Судья вызывает обе стороны, приходят оценщики, выясняется, что нет у них ни бумаги, ни методики, мол, «по справедливости» оценили. Но судье-то подавай закон, бумагу. Достаточно просто выигрываются такие дела. Роль садоводческих товариществ в этом деле велика. Это ж ячейка гражданского общества, там полный набор людей, срез общества: бухгалтеры, правоохранители, юристы. Надо помнить, дорогие друзья, что ушло то время, когда можно было написать в партком или прокурору и ваше дело немедленно начнут раскручивать. Нет, отныне отстаивать свои права придется самим. Хорошо это или плохо? Думаю, что все-таки хорошо.

- Что у нас с дачной амнистией?

- Название условное. Напомню, что так в народе окрестили закон, принятый еще в 2006 году. Вкратце: он установил упрощенный порядок приватизации земельных участков и домов, находящихся в личном пользовании. Прошло 8 лет. Решили проблему? Как бы не так! Если упрощаем регистрацию, кто первый этим воспользуется? Жулики! Да и упрощение отнюдь не панацея. В свое время доупрощались до того, что кое-кто прирезал себе дорог, общественных земель. Как теперь это разрулить, никто толком не знает. Государство от таких вещей устраняться не должно. Вот, например, при Екатерине Второй провели земельную реформу - крестьян переписали, размежевали наделы. Землемеров не везде подобру встречали, кое-где кольями да вилами. Так за ними отряд казаков следовал, усмирял недовольных. Реформа проводилась тяжело, но не за счет народа, за все платила царская казна. Царица сказала: «Не сделаем реформы, будем жить в первобытном государстве». Государство должно софинансировать те же межевые работы.

- Говорят, вы даже в думском кабинете что-то пытаетесь выращивать.

- Помидоры выращиваю, но вообще-то в Думе все очень плохо растет.

- Энергетика плохая?

- Нет, мощная централизованная система кондиционирования. Поддувает сильно, все очень быстро загибается. Хотя помидорки я свои все-таки попробую - у меня сорта хорошие. Я в «сельхозработы» вовлек даже вице-спикеров. Фамилий называть не буду, они почему-то стесняются, что выращивают, к примеру, картошку - с моей подачи. Я специально надоумил, чтобы поняли, что садоводы-огородники не в гамаке полеживают, а вкалывают, кормят семью и соседей в придачу. Им памятники надо ставить, а не душить налогами. Вот что я пытаюсь доказать. Лет семь назад все надо мной смеялись, говорили, что проблемы с дачниками вообще нет. Сегодня хоть признают, что есть, пора, мол, ее решать. Уже прогресс!

Беседовал Андрей Авдонин

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.