Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
3093

Юрий Беляев: «Попал в «Кресты» и все понял...»

Юрий Беляев: «Попал в «Кресты» и все понял...»

Юрий Беляев - артист характерный. Даже более чем. Раз увидев - уже не забудешь. Может, потому и достаются ему чаще всего отрицательные персонажи... Впрочем, у Юрия Викторовича есть своя теория, согласно которой он и соглашается примерять на себя маски всех этих злодеев: мол, остаются на пленке, а не в душе. Судя по всему, теория Беляева работает...

«Я ЖИЛ ЗА СТО ПЕРВЫМ КИЛОМЕТРОМ»

- Юрий Викторович, вы производите впечатление человека сильного и властного. Чувствуется, что при случае можете поставить на место зарвавшегося хулигана, даже подчинить своей воле толпу. Выработке такого характера как-то способствовало ваше послевоенное детство?

- Не скажу, чтобы я был отпетой шпаной, обычный дворовый мальчик. Когда мне было семь лет, из Омской области, где во время войны мой папа работал на авиационном заводе, мы переехали в Подмосковье за пресловутый сто первый километр. За этим своеобразным санитарным кольцом особо плотно оседали криминальные элементы - люди, отсидевшие свое по уголовным, политическим и финансовым статьям, но лишенные права въезда в Москву. И страшнее провинции тех лет, чем в Московской области, я вообще не знаю. При этом час на электричке - и ты попадаешь в другую жизнь, где Красная площадь, театры, музеи. Куда хочешь, туда и иди. А за сто первым километром что? Ну пошел на каток, подрался - вот и вся культурная жизнь. В 15 лет меня здорово побили, поломали, выбили зубы и сломали нос. С тех пор у меня «деформированная внешность». И вообще со здоровьем были большие проблемы. Когда я в четвертый раз поступал в Щукинское училище, наш тогдашний ректор Борис Евгеньевич Захава сказал: «Юрий, мы вас возьмем, но, пожалуйста, решите две проблемы: с жильем - у нас нет общежития - и уберите изо рта железные коронки».

- Что же вам помогло избежать кривой дорожки и вырваться из неблагоприятного сто первого километра?

- Я всегда любил учиться. В средней школе вместо 10 лет просидел за партой 12. А в театральное училище поступал четыре года подряд. На втором курсе пытался его бросить, но потом понял, что положение ученика во многих случаях спасает от ответственности. И я до сих пор считаю себя учеником. Не в том смысле, что я вечный студент, как Петя Трофимов из чеховского «Вишневого сада». Просто я стараюсь, чтобы мое сознание оставалось открытым для всего нового и каждый день я мог получать свежую пищу для ума.

С Алексеем Серебряковым в сериале «Агент»

«ЛЮБИМОВ НЕ ДАЛ НИ ОДНОЙ ГЛАВНОЙ РОЛИ»

- В этой системе координат режиссер - ваш учитель?

- Учитель появляется тогда, когда появляется ученик. Если у ученика есть запрос на учителя и личная мотивация на обучение, тогда учитель достигает наивысших успехов. И только так - больше никак. Даже у плохого режиссера можно учиться - учиться тому, как не быть плохим режиссером. Однако это тяжкий труд. Результат достигается не благодаря, а вопреки, если вообще достигается. А вот потерь в общении с плохим режиссером много. Ведь на экране маячит моя физиономия, и за провал стыдно мне. Где в это время тот режиссер и чем он занимается? Может быть, корежит очередного Беляева?.. Будь моя воля, я бы изъял из обращения некоторые фильмы с моим участием. Но я живу за счет гонораров. И каждый раз, соглашаясь сниматься в кино, я не знаю, насколько удачным будет конечный результат.

- О ваших работах на театральных подмостках вы более высокого мнения?

- Когда в 1975 году я пришел в Театр на Таганке, то пять лет потратил на то, чтобы въехать в таганскую исполнительскую манеру. Там ни у кого не было понтов, воображаемых лампасов и эполетов, поскольку в труппе не было народных артистов. И, следовательно, отношения были далекими от тех, которые царили в академических театрах. Такое положение вещей актеры Таганки очень ценили. Я знал многих своих коллег, которые были блестящими студентами, а потом канули в неизвестность. Когда после училища ты приходишь в театральную труппу, кто будет заниматься тем, чтобы найти в этом коллективе твое место?

- Неужели главный режиссер Театра на Таганке Любимов не нашел в своих постановках достойного применения для вашего амплуа?

- За 35 лет моей службы в театре Юрий Петрович Любимов ни разу не поставил спектакль с артистом Беляевым в главной роли. Ни одного! И первые 15 лет я вообще пробавлялся срочными вводами. Иногда получал роль за полчаса до начала спектакля. Моей излюбленной постановкой был «Пугачев» по пьесе Есенина. Я был влюблен, как девочка, и в поэзию Есенина, и в спектакль. Представьте мои ощущения, когда однажды я ввелся в это действо за полтора часа до поднятия занавеса. Коллеги потом шутили, что я вполне убедительно передал своими словами смысл поэтических строк Есенина.

Когда Леня Филатов сорвал голос, я ввелся вместо него в «Гамлета» на роль Горацио. И потом мы играли с ним в очередь. Летом 1980-го перед гибелью Владимира Семеновича Высоцкого, игравшего принца датского, Ленька вышел в последнем спектакле, а я в предпоследнем. И каждый раз обязательно что-нибудь происходило. Вспоминаю те годы с замиранием сердца. Там было много юмористического, закулисного всякого разного...

Юрий Беляев со своей семьей

«У МЕНЯ БЫЛА ПОТРЕБНОСТЬ ИГРАТЬ ЗЛОДЕЕВ»

- А что вы испытываете, когда в кино играете боевых офицеров, олигархов, криминальных авторитетов и других неординарных личностей?

- В начале карьеры в кино у меня была острая потребность играть отрицательных персонажей. Мне тогда представлялось, что актерство - это один из способов ухаживать за своим внутренним миром. Для меня эти отрицательные персонажи были способом избавления от собственной душевной грязи и мерзости. Сыграв очередного негодяя, я сам себе говорил: «Ну вот еще одна сволочь осталась там, на пленке, а не здесь, в моей душе». Это была такая уловка. Если следовать житейской психологии, то так и есть. Когда у вас на душе что-то не то, запишите это на бумаге и отложите. Потом дописывайте, анализируйте, общайтесь с этим текстом. Главное - извергнуть свои страхи и сомнения из себя, и вы поймете, что такой метод дает уникальные возможности в деле душевного развития.

- А где вы подсматриваете типажи, от которых можно что-то перенять для своих ролей?

- В одной из первых моих картин мне нужно было сыграть человека, который совершил несколько случайных убийств. Съемки проходили на «Ленфильме». И я попросил устроить мне экскурсию в «Кресты» - крупнейшую на то время следственную тюрьму. Тогда это было невероятно сложно. Из артистов я был там первым. Меня встретил замполит этого учреждения. Водил по следственным комнатам, где дознаватели допрашивали подозреваемых. Показывал изделия мастеров-сидельцев: ножи, зажигалки, брелки. Я понял, что за решетку попадают люди с фантастически мастеровитыми руками. Наконец, мой провожатый распорядился, чтобы в его кабинет привели одного матерого уголовника, которому инкриминировали убийство. Я посмотрел на этого человека, ойкнул и до сих пор выдохнуть не могу. К своему ужасу, я понял, что никогда в жизни не смогу это сыграть. С большим начальником он разговаривал несколько свысока. Это было тонко и неподражаемо, ртутная психология - совершенно неуловимое и опасное существо. Так я впервые осознал, что мои актерские возможности, увы, не безграничны. Но ничего - я же учусь...

Анатолий Стародубец

Фото Г. Усоева, FOTODOM.RU

  • 10 ЛУЧШИХ РОЛЕЙ ЮРИЯ БЕЛЯЕВА

«Графиня де Монсоро», 1997 (роль - граф де Монсоро);
«Борис Годунов», 1999 (главная роль – Шуйский);
«Семейные тайны», 2001 (главная роль - Александр Ермаков);
«Львиная доля», 2001 (главная роль - Филин);
«Бомжиха», 2007 (главная роль - Владимир Русаков);
«Правила маскарада», 2011 (главная роль - Борис Проскурин);
«Учитель в законе», 2012 (главная роль - Борис Богомолов);
«Лист ожидания», 2012 (главная роль - Иннокентий Грохольский);
«Агент», 2013 (главная роль - генерал Данилов);
«Сводные судьбы», 2015 (главная роль - Роберт).

   

 

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (1)

© 2020. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru