Общественные и социальные новости
11416 | 0

Второгодников в школах больше не будет

Второгодников в школах больше не будет
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Качество образования в школах продолжает снижаться, а новые законы только усугубляют положение. Так, Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает перевод в следующий класс учеников с одной и более двойками, что якобы «реализует права неуспевающих школьников на получение бесплатного образования».

Де-юре закон помогает отстающим повысить шансы на дальнейшее образование. Однако, по сути, это не что иное, как планомерное снижение общего уровня учащихся и полное равнодушие к успеваемости. Причиной, по которой школы смягчают правила перевода в следующий класс, стал новый подушевой порядок финансирования учебных заведений: с 2015 года оно напрямую будет зависеть от количества учеников. Если ученика отчислить, то школа потеряет финансирование на этого ребенка, а учитель - зарплату. Учителя при новом порядке окончательно попадают в зависимость от руководства, так как стимулирующие выплаты будут получать не самые грамотные и работоспособные, а те, кто «рисует» детям липовую успеваемость. «Процедура оставления на второй год очень сложная и бюрократическая... Поэтому двойки за четверть мы не ставим. В журнале их тоже не рекомендуется ставить, а если ставить, то так, чтобы они были потом закрыты. Каждый год школа проходит проверку - в мае-июне
«сдаем школу». Если двоек слишком много, школу просто «не примут» и придется переписывать всю отчетность. Двоечников всегда переводят, по возможности как-то довести до 9-го, а там в колледж, - рассказывает учитель русского языка и литературы школы №1673 Елена Гаркуша. - Учителю всегда плюс, когда успеваемость повышается, ведь наша зарплата складывается из оклада и стимулирующей части. Тут учитывается и число учеников, и успеваемость в классе. Но премия - это одна сторона. Другая - это то, что все-таки оценки должны в какой-то мере отражать реальную картину успеваемости. Иначе дети совсем разболтаются и ничего не будут делать. Плохие оценки нужны, чтобы прояснить реальную картину обученности и для учителя, и для ученика».

По мнению эксперта Всероссийского фонда образования Олега Сергеева, новая система оплаты труда порочна: «Принцип «деньги за учеником» ведет к резкому снижению качества образования, так как учителя, который должен идти впереди образовательного процесса, в этой формуле вообще нет». Ученик не учит урок, и формально ему грозит двойка. Но двойка теперь - это пустая формальность. Как мера воздействия оценка не имеет никакой силы. Причем развращает это не только потенциальных двоечников, но и всех остальных. Если получивший двойку и не исправивший ее ученик остается в школе, то те, кто старался ее не получить, приходят к выводу о том, что они старались зря. «Фактически это можно назвать провокацией на «процентоманию». Есть же зависимость различных поощрений от показателей работы педагога. Как у учителей, так и у школы. Эта такая лазейка, чтобы завышать показатели с целью сохранения финансовой составляющей. А перевод ученика с большим количеством двоек является неоправданным риском, не воспитывающим у ребенка чувства ответственности», - говорит научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Аттестация после 9-го класса вообще теряет смысл. До вступления закона в силу при сдаче экзамена на двойку девятиклассники отчислялись из школы и получали справку об обучении. Теперь же школьники смогут остаться в 9-м классе на «доучивание». Больше всего обеспокоены таким наплывом второгодников вузы: ведь если раньше двоечники не переходили рубеж 9-го класса, то теперь практически 100% будут заканчивать 11-летку. По словам экспертов Высшей школы экономики, это снизит уровень образования не только в школах, но и в вузах. «Мы связываем послабления с увеличением количества неудовлетворительных оценок. Количество двоек в школе возросло. Во многом из-за ЕГЭ. Но все равно от системы второгодничества надо избавляться. Ни в одной развитой стране мира нет инструмента повторного обучения в одном классе. Это все странные пережитки дореволюционной России», - считает научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

«Но искусственное завышение оценок тоже может обернуться проблемой, - продолжает Елена Гаркуша. - Моя коллега из частной школы рассказывала про то, как у них была девочка, которая очень плохо училась, но которой учительница за четверть по русскому поставила тройку. Пришла богатая мама, устроила директору скандал. Девочку перевели в другой класс с соответствующей «инструкцией» новой учительнице. Ну та и ставила ей четыре и пять. А через год мама забрала дочку и хотела перевести в гимназию, и там вступительный тест по русскому она написала на двойку. Так мамаша подала в суд на эту частную школу и учительницу, ставившую дочке четыре и пять и ничему не научившую». То есть в любом случае двойкой учитель накажет только себя.

Екатерина Спасская

Карикатура А. Хорошевский

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.