Чаще всего они вызывали у граждан усмешку, но не возмущение: компартия действительно руководила и направляла, хотя мало кто мог бы вспомнить, чем конкретно в застойные времена ответили за происходившее в стране члены КПСС. И тем более партийные вожди.
Сегодня все иначе. Партия власти тоже иногда позволяла себе размещать вывески в таком же духе в период избирательных кампаний, но быстро их снимала, сообразив, что рискует подставиться. Однако крайнего-то все равно нужно найти.
На фоне нагнетания панических ковидных настроений правительство поручило главам регионов при необходимости вводить карантинные ограничения. Однако не допуская негативных экономических последствий.
Указание гениальное! Губернаторы должны обеспечить анализ оперативной эпидемиологической обстановки, организовать эффективные мероприятия против COVID-19, рассадив по домам большинство граждан, но чтобы экономика росла. То есть одновременно тушить пожар и «спасать утопающих» на этом пожаре! При этом никакой дополнительной помощи и ресурсов Центр регионам не обещал.
Согласно отчетам Минфина, государственные долги субъектов России на 1 октября достигли суммы в 2 трлн 178 млрд рублей (на 1 января было 2,112 трлн, рост на 3,1%). Факт очевиден: долги медленно, но неуклонно растут, возвращать их в любом случае придется, но вот как, из каких прибылей-доходов, сегодня мало кто понимает.
О кредитах и субсидиях из федерального центра губернаторы стараются даже не думать - в бюджете и без того дыра в 3 трлн, чтобы заткнуть ее, правительство уже вышло на кривую тропу девальвации рубля.
Призывать граждан ударным трудом вывести родной край из кризиса тоже бессмысленно, подобные механизмы уже не работают. И логика (точнее, абсурдность!) происходящего неизбежно побуждает местных начальников искать спасение в новых заимствованиях...
В такую трясину погрузились нынче регионы. Хотя началось все гораздо раньше. Сформированная в РФ еще при бывшем министре финансов А. Кудрине бюджетная и межбюджетная политика предполагает концентрацию большей доли налоговых поступлений в федеральной казне. Чтобы потом, по крохам, в результате закулисных переговоров и не без «коррупционной составляющей» втихаря распределять эти деньги по регионам в виде дотаций и субвенций. Очевидно, что при таких механизмах финансирования выстроить сильную экономику региона крайне сложно.
В знаменитых майских указах президента, особенно в документе 2018 года, где речь шла о социальной поддержке граждан различных бюджетных категорий, почти в каждом пункте имеются прямые указания правительству. Но оно, намекая на проблемы с ресурсами, де-факто переложило исполнение на регионы, которым пришлось выкручиваться правдами и неправдами, усугубив свои проблемы с финансами.
Скажем, сборы от налога на добавленную стоимость полностью поступают в федеральный бюджет, но создают негативный эффект для экономики в регионе: НДС поднимает для местных покупателей цену всех товаров и при падении доходов населения снижает спрос, сжимает потребительский рынок. В провинции люди оставляют больше рублей в магазинах, но эта разница идет в казну! И на просьбы дать льготы по НДС правительство не реагирует в принципе.
Даже весной на волне эпидемии никакие льготы по уплате НДС не вводились, даже варианты не рассматривались. То есть снова пусть регионы выкручиваются сами! Сейчас продолжение все той же практики. Риски опять возлагаются на местные власти, у которых ни денег, ни возможностей - одна голая ответственность!
А вишенкой на торте выглядит призыв того же Алексея Кудрина, но теперь уже главы Счетной палаты, штрафовать в рамках Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) глав регионов, которые проводят «неверную» финансовую политику и копят долги. Или вообще отстранять - к чертям! - провинившихся губернаторов и вводить в регионе внешнее управление. Идея вроде бы неплохая, но где же найти столько запасных толковых губернаторов?!
Григорий Алексеев.
Фото: ADOBE STOCK