Власть и закон
2256 | 0

За киоски заступились в правительстве

За киоски заступились в правительстве
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) РФ подготовило проект стратегии развития торговли до 2025 г. Главная цель - развитие разных форматов торговли - от крупных сетей до малого несетевого бизнеса.

Чтобы создать комфортную среду для всех участников рынка - покупателей, производителей и продавцов, - необходимо развивать «многоформатную инфраструктуру торговли», стимулировать любые формы предпринимательской активности, уверены в Минпромторге. Об этом говорится в проекте стратегии развития торговли до 2025 г., который подготовило ведомство.

«В городе потребитель везде в пределах шаговой доступности должен иметь возможность, исходя из своих доходов, купить еду, одежду, товары первой необходимости... или поесть в объектах общественного питания... - сообщает Минпромторг. - К такому же уровню доступности должны относиться розничные рынки, ярмарки и иные малые форматы торговли».

В ведомстве разъясняют: «Любая смена привычной для потребителя обстановки, прежде всего закрытие торговых объектов, является нарушением его комфорта». А значит, субъектам торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) должны быть созданы «стабильные условия ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия».

Обеспечить беспрепятственное открытие торговой точки и условия ее дальнейшего функционирования, по мысли авторов документа, обязаны власти всех уровней. «Органы государственной власти и органы местного самоуправления... не должны препятствовать развитию отдельных форматов торговли», - сообщают создатели стратегии.

«Минпромторг не должен решать вопросы состояния торговли в отдельно взятом муниципалитете. Его задача - обозначить, что государство поддерживает развитие многоформатной торговли, что в регионе обязательно должны быть сетевая и несетевая торговля (стрит-ретейл, нестационарная торговля, рынки). Таким образом, региональным чиновникам будет необходимо демонстрировать не только рост оборота торговли, но и в разрезе форматов показывать ее развитие», - полагает Николай Нехаевский из Российской ассоциации экспертов рынка ретейла.

«МН» неоднократно писал о том, что негативное отношение местных властей к так называемым объектам нестационарной торговли - ларькам и киоскам - приводит к их массовому закрытию. В полной мере это относится и к киоскам печати. В результате разоряется малый бизнес, увеличивается безработица, усиливается социальное напряжение. Государство теряет налоговые поступления от торговых точек, издателей, вынужденных порой наполовину сокращать тиражи. Не говоря уже о том, что административный произвол идет вразрез с установками президента России. Владимир Путин неоднократно отмечал, что печатная периодика должна стать доступнее для россиян. Однако все происходит с точностью до наоборот.

«Правильнее было бы регулировать работу нестационарной торговли не на региональном, а на федеральном уровне, - уверен президент Национальной ассоциации издателей (НАИ) Андрей Авдонин. - Иначе невозможно положить конец произволу местных властей».

В этом смысле попытки Минпромторга России заступиться за объекты нестационарной торговли, уравнять их в правах с гигантами рынка заслуживают всяческого одобрения и поддержки.

Однако одной лишь стратегии, какой бы правильной она ни была, недостаточно. В прошлой стратегии Минпромторга (на 2015-2016 гг. и период до 2020 г.) упоминались примерно те же цели - формирование комфортной потребительской среды через развитие многоформатной торговли. Однако за пять лет позитивных перемен в сфере розничной торговли не произошло. По данным Росстата, число торговых мест на рынках сократилось более чем на треть, при этом самих рынков стало примерно на треть меньше. Число торговых организаций уменьшилось на 23%.

По-видимому, право предпринимателя открывать и развивать различные форматы торговли в зависимости от его возможностей должно гарантироваться каким-то нормативным актом, чтобы местные или региональные власти, препятствующие развитию нестационарной торговли, несли за это конкретную ответственность.

Игорь Минаев.

Фото Т.Павловой.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.