Власть и закон
1553 | 0

Нацпроекты - ремейк на фоне пандемии

Нацпроекты - ремейк на фоне пандемии
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Запустить национальные проекты в разных сферах, чтобы ускорить развитие страны, - хорошая идея.

Но с первого раза (2006-2018 гг.) не пошла, не идет и со второго. А это уже повод искать системную ошибку.

Счетную палату упрекали, что она плохо следит за расходованием средств на нацпроекты: мол, денег море, а текут туда пока ручейки! Контролеры быстро нашли, что в прошлом году не истратили 8,5% казенных рублей, выделенных на это самое.

Правительству пришлось подсуетиться и накрутить хвосты нерадивым хозяйственникам. Что в итоге?

По данным мониторинга Счетной палаты, к 15 июня максимальное расходование по закупкам показывает нацпроект «Образование» (18% от запланированных расходов, или 16,7 млрд рублей). Это понятно: закончив очное обучение в марте, ведомству пришлось тратиться на онлайн-обучение.

Далее с показателем 10% следуют нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» (0,6 млрд рублей) и инфраструктурный нацпроект (21 млрд рублей). Тоже понятно: малому и среднему бизнесу, наиболее пострадавшему от эпидемии, изначально гроши обещали, а в период карантина добавили лишь обещания, но не деньги. И жалкие 0,6 млрд на фоне тех грошей выглядят солидно.

А вот на магистральную инфраструктуру деньги берут охотно и радостно, поскольку там на одних земляных работах можно закопать любые миллиарды.

По остальным закупкам нацпроектов, как утверждает Счетная палата, исполнение не превышает 8%. И, по мнению экспертов, проблема к концу года лишь усугубится из-за коронавирусных ограничений. Они отмечают, что резкое увеличение бюджетных расходов в конце года является, увы, многолетней практикой. Но дело здесь не только в медлительности и разгильдяйстве хозяйственников. Когда к концу года искусственно создается форс-мажор - «хватай срочно деньги, а то...», - все структуры заинтересованы поскорее бюджетные рубли получить и распихать по любым статьям расходов. Не заморачиваясь строгими правилами. И вот в этой мутной воде у некоторых высоких начальников возникают большие возможности хорошо погреть руки. За счет казны.

Столь плачевная ситуация с разрекламированными нацпроектами навязывает фундаментальный вопрос: а готовы ли наши экономические власти действовать иначе?

В июне премьер М. Мишустин представил президенту первую редакцию плана правительства по выходу из кризиса. В Кремле взглянули - ремейк прежних мер, никакой смены финансово-экономической политики! Все уже действует и не является реакцией на кризис. Одних экспертов удивил излишний оптимизм документа, других - его беспомощность.

«Государство пытается осуществить прыжок из рецессии хотя бы в стагнацию, в прозябание», - констатировал член-корреспондент РАН Руслан Гринберг.

Президент вернул план в правительство... на доработку.

А диагноз выдал глава Счетной палаты А. Кудрин: «Отсутствие структурных реформ - основа торможения. Мы говорим об этом много лет, но политических решений не принимается. Мы в застое».

Лаврентий Павлов.

Фото Pixabay.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.