Недавно в подольской школе № 29 произошло уникальное событие: школьники старших классов под руководством учителя астрономии и физики Игоря Царькова запустили в стратосферу… прототип орбитального спутника. Игорю Сергеевичу скоро 70, но он бодр, энергичен, активен и полон новых идей.
ШКОЛЬНЫЙ ПЛАНЕТАРИЙ
В рамках полета, уточнили ребята, прошли испытания бортовой аппаратуры в условиях, максимально приближенных к космическим. А до этого, как рассказал Игорь Царьков, школа купила коллайдерный проектор 4K - на денежную часть премии губернатора Московской области, полученной в минувшем году за удаленную обсерваторию, управляемую через Интернет. Он необходим для планетария, раньше в школе был менее мощный проектор. Потом был создан новый центр управления полетом, который установили на крыше школы.
Подольская школа № 29 - единственная в России, имеющая собственный цифровой планетарий. Побродить среди звезд здесь имеют возможность все ученики. Мало того: сюда приезжают экскурсии из других школ, детских садов и иных учреждений, чтобы узнать о тайнах мироздания, послушать рассказы о звездах и заглянуть в другие, неведомые миры. И всех желающих ведет по звездной дороге Игорь Сергеевич Царьков, с которого в свое время и началась эта образовательно-астрономическая эпопея.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
А начало было весьма банальным: Игорь Сергеевич просто привел внука в первый класс. А заодно подарил школе небольшой телескоп: ему казалось, что архитектура учебного заведения с затейливыми башенками очень располагает к изучению звезд.
После этого ученый на пенсии (физик и математик), имеющий два высших образования, кандидат технических наук, согласился преподавать в школе астрономию. А через год начал учить старшеклассников еще и физике. И со временем понял, что этот мир, полный неугомонных детей, встреч и расставаний, звонков и смеха, ему очень нравится. Он стал педагогом, оставив за спиной политику, большую науку и бизнес - с головой погрузился в школьные проблемы. И это оказалось необыкновенно интересно.
- В бизнесе интересно заработать первый миллион долларов, - вспоминает Царьков эпизоды «прошлой» жизни, - а потом становится скучно. Кроме того, у человека меняется система ценностей, опускается нравственная планка, а времени не остается ни на что вообще - нужно только работать. Некогда ни на небо полюбоваться, ни о душе подумать…
А здесь, в школе, он идет среди звезд и ведет за собой детей. У ребят горят глаза, они с удовольствием постигают чудеса мироздания, и перед ними открываются удивительные дороги.
ДОРОГА В КОСМОС
Школа № 29 - не просто учебное заведение, а городской центр дополнительного образования, который рассчитан на 300 учащихся. Тут читают 20 дополнительных курсов для детей из школ Большого Подольска - по астрономии, космической географии, нанотехнологиям.
Когда для журналистов организовали пресс-тур по школе, директор учебного заведения Людмила Лифанова рассказала о том, что планетарий, открытый 12 лет назад, был оборудован руками самих ребят и работников школы.
- В 2011-м году, после того, как к нам приехал в гости Владимир Владимирович Путин, многое стало меняться. Он был удивлен, что в обычной школе можно сделать такое. При этом все построено за счет средств, полученных от конкурсов и проектов, грантов и премий. Есть обсерватория, музей метеоритов, центр космического мониторинга. Игорь Сергеевич умеет заинтересовать ребят, и в 2023 году мы планируем запустить космический телескоп, способный проработать на орбите три года…
ДЫНИ И АРБУЗЫ - НА НОВЫЙ ГОД!
В школе, кроме космического кластера, есть еще и естественнонаучный, или, говоря простыми словами, теплица. Очень большая теплица!
Ее внутреннее пространство разделено на четыре зоны. Три климатических - тропики, субтропики и средняя полоса, а также экспериментально-образовательная зона. В климатических зонах выращиваются характерные для них растения, там есть агроплощадки и декоративные территории для экскурсий. Экспериментально-образовательная зона - это учебный класс, лаборатории биотехнологий, акваферма, птичник, крольчатник.
Растения выращивают по самым современным технологиям. Например, горох и фасоль зреют… в тумане. Здесь можно встретить самые современные направления сити-фермерства: такие, как аэропоника или гидропоника.
В конце концов, школьники с аппетитом едят все, что сами вырастили, а потом еще и описывают свои эксперименты.
Одно из самых приятных воспоминаний такого рода - выращенные под Новый год дыни и арбузы, которые стали едва ли не главным лакомством на школьном праздничном столе…
Андрей Князев
Фото автора