О том, как взаимодействовать родителю в момент выбора профессионального пути с ребенком, корреспондент «МН» беседует с кандидатом психологических наук Светланой Симоненко.
Антонина - мама 14-летней Саши. Женщина из семьи потомственных физиков. «Гены - серьезный аргумент, надо продолжать традиции семьи, Саша будет поступать в МФТИ», - говорит Антонина. А хочет ли Саша идти по этому пути? Есть ли у нее способности к науке?
- Подобных историй в редакцию попадает много. Как подросткам и их родителям не совершить ошибку при выборе пути?
- Вот классическая ситуация: мама тащит ребенка к «светлому будущему». Она уверена, что лучше знает, куда надо двигаться, и вообще не смотрит на ребенка. Вопрос в том, насколько хватит у мамы сил тащить и что сделает ребенок, когда контроль ослабнет? Эта иллюстрация к тому, как зачастую обстоят дела в семьях, где родители выбирают за детей их будущее.
- Как же должна выглядеть правильная картинка?
- Мама стоит за спиной ребенка, является его опорой. Подросток знает, что у него надежный тыл, но свой путь выбирает сам, используя разные возможности. Даже кажущиеся малореалистичными идеи ребенка мама поддерживает, давая ему шанс испытать себя.
- А если ребенок ошибется с выбором?
- Найти профессию, которая будет приносить и деньги, и радость, - трудная задача для подростка. Но человек должен иметь право на ошибку и возможность поменять или скорректировать свое направление в жизни. А чтобы не ошибиться, существуют профориентационные методики, дающие возможность заблаговременно определить способности ребенка и понять, в какой сфере он сможет их успешно реализовать.
Например, методика LifeWriter адаптирована к недолгому в силу возраста, но все же опыту подростка. Она показывает, насколько быстро он обрабатывает числовую и вербальную информацию, каковы его личностные характеристики, получает он энергию от работы в команде или работая в одиночку.
Обработав эту информацию, наша методика соотносит личностные качества и способности ребенка с профессиональными направлениями, которые им соответствуют. Опросник также показывает, какие черты в складе личности препятствуют успешной самореализации и как нейтрализовать их воздействие.
- Но ведь подростки в переходном возрасте не всегда доверяют родителям.
- После тестирования мы беседуем с ребенком и стараемся понять, как он себя воспринимает, к чему стремится. Затем разговор с родителями один на один. Это похоже на обезвреживание страхов о будущем ребенка. Многие родители признаются, что тестирование помогло подросткам определиться с профессией, а взрослым - построить с ними более доверительные отношения.
- Давайте вернемся к истории про девочку Сашу. Что вы посоветуете этой семье?
- Ребенок - самодостаточная личность, а призвание не передается на генном уровне. Если вы физик, это не значит, что ваш способный ребенок будет успешным физиком. Вполне возможно, способности Саши лежат в другой плоскости. Выбрать ее - задача девочки, а мудрость родителей - поддержать дочь. Нужно задавать ей правильные вопросы, внимательно слушать ответы и помнить, что часто они не столько в словах, сколько в поведении ребенка в целом.
Елена Хакимова.
Фото: REX/FOTODOM.RU