«Они думают, все им должны» - так характеризуют своих подопечных воспитатели детских домов. То, как государство портит сирот, выяснили в ходе исследования эксперты НИУ ВШЭ.
Воспитателей спрашивали, какие недостатки существуют в сегодняшней системе «казенного воспитания». Педагоги ответили: государство выращивает лентяев и эгоистов. «Они очень хорошо знают свои права... Государство слишком много тратит на таких детей... Нужно больше приучать их к работе» - такими оказались основные ответы.
Действительно, никакими методиками трудового воспитания в современных детских домах и не пахнет: максимум, что разрешено делать детям - стирать трусы. И то это касается исключительно девочек - мальчикам и трусы стирать не дают.
«Он пришел в столовую - там уже все готовое. Ему даже хлеб не нужно резать, суп не надо наливать. Все это работники подадут и поставят на стол! Они покушали - даже за собой не убирают посуду», - возмущается одна из воспитательниц.
Другая добавляет: «То есть просто-напросто он остается таким же маленьким ребенком, несмотря на возраст... С ним постоянно и воспитатель, и младший воспитатель... Зачастую приходится на одного ребенка по два-три сотрудника».
Возможность привлекать воспитанников к «выполнению хозяйственно-бытовых функций» запрещена законодательно, возмущаются воспитатели.
«Им заняться нечем, здесь все за них делают, труд запрещен у нас. Как можно их научить домашнему хозяйству, если здесь уборщицы? Если у нас стиральщицы, мойщицы посуды? Дети ничего не делают», - рассказывает педагог одного из детских домов.
По мнению педагогов, государство порождает в воспитанниках детских домов инфантилизм и приспособленчество.
Так, первые полгода любой выпускник казенного учреждения, если он не пошел учиться и работать, получает пособие в размере средней зарплаты по региону. «В среднем 27 тысяч, они их получают просто так. И как заставить их потом работать за десять? Это невозможно», - сокрушаются респонденты.
Одна из воспитательниц рассказала, как бывшие воспитанники, получив по 55 тыс. руб. на зимнюю одежду, накупили на эти деньги смартфонов и телефонов, работать не пошли, а потом всю зиму ходили по снегу в кроссовках: «Хотя у всех и телефоны, и планшеты были - в прошлом году мы всем дарили на Новый год».
Спросили социологи воспитателей и об их отношении к квотам при приеме на работу. (Напомним, что в Госдуме в ближайшее время ожидается рассмотрение законопроекта о введении квот на детей - выпускников казенных учреждений по аналогии с квотами по приему на работу инвалидов.)
Политика «позитивной дискриминации», когда социально уязвимым группам предоставляют особые преференции в сфере реализации социальных прав, оценивается экспертами как вредная по своим последствиям.
«Чрезмерный патернализм государства в отношении детей-сирот усиливает иждивенческие настроения», - делают вывод эксперты. И обостряет социальную напряженность, добавим мы. Ведь многочисленные меры господдержки воспринимаются сверстниками, не имеющими в 18 лет собственной квартиры и льгот при поступлении в вуз, как несправедливые.
«Чем виноват домашний ребенок, который из-за льготников не прошел в университет на бюджетное отделение? Уж он-то точно реально учился бы и окончил колледж или вуз! А наши без конца в розыске», - возмущается одна из воспитательниц.
Не все педагоги одобряют и возможность воспитанников при выходе во взрослую жизнь получить сразу все выходное пособие. Обычно накапливается сумма 500-600 тыс. руб. (алименты, пенсии по утере кормильца и так далее).
«Из детей-сирот в середине прошлого века вырастали достойные люди, нередко видные ученые, военачальники. Сегодня же при такой заботе государства чаще всего вырастают лентяи», - комментирует социолог Роман Заваришин.
Впрочем, из домашних детей нередко вырастает то же самое. Но это уже другая тема.
Анна Александрова.
FOTODOM.RU