Образование
2320

Школьники выявили «лишние» предметы

Школьники выявили «лишние» предметы

Институт прогрессивного образования поинтересовался у учеников 8-11-х классов, какие предметы они бы исключили из школьной программы.

В черный список старшеклассников попали ОБЖ, астрономия и еще девять дисциплин.

В опросе приняли участие более 1700 школьников из 74 регионов страны. Понятно, что их ответы не могут считаться точкой зрения всех старшеклассников России, но мнение респондентов все же говорит об определенном тренде, настроении учащихся и помогает выявить системные проблемы российского образования.

ПРЕДМЕТНЫЕ АУТСАЙДЕРЫ

На первое место по «ненужности» школьники поставили ОБЖ. 69% из них считают, что основы безопасности жизни не дают практических навыков по выживанию/безопасности и проводятся формально. 57% респондентов уверены, что технология - бесполезный, скучный и ненужный предмет, а его разделение на мужскую и женскую программы уже неактуально. 38% против астрономии, которая «сложная и не пригодится в жизни», а из-за того, что вопросы религии - слишком личная тема, 28% не желают видеть в расписании основы религиозной культуры. 17% без объяснения причин выступают против краеведения, 15% - против музыки и рисования, а 10% назвали черчение предметом, который мешает готовиться к основным экзаменам.

- Современные школьники более практичны, нацелены на результат и менее инфантильны, чем предыдущие поколения. Основным критерием для определения школьниками нужности или ненужности предмета стало «пригодится или не пригодится в жизни», а попадание предметов в аутсайдеры скорее связано с качеством и методиками преподавания, чем с их реальной значимостью, - прокомментировала директор Института прогрессивного образования Анна Маркс.

То, что дети стали более прагматичными и им важна реальная значимость предметов, - это плюс. Но многие ученики сегодня рассуждают так: «Зачем мне эти предметы, если я их не сдаю как ОГЭ и ЕГЭ?» При этом мало кто из учеников понимает, что именно разнообразие предметов позволяет получить системные представления о мире в целом, развить логику и мышление.

Чтобы иметь красивое тело, нужно тренировать его. Чтобы иметь «красивый» ум, нужно тренировать мозги. Качая пресс, мозги не накачаешь. Возможно, теорема Пифагора, инфузория-туфелька и логарифмы практически в жизни и не пригодятся, но то, что знания о них натренируют мозг, - без сомнения. Хочется думать, что в глубине души старшеклассники все же понимают это.

Есть также подозрение, что многие ненужные, по их мнению, предметы попали в черный список только потому, что преподавались неинтересно. О какой технологии может идти речь, если во многих школах уже нет ни столярки, ни плиток, ни швейных машин и семиклассники отсиживают внесенный в расписание урок, клея и раскрашивая открытки? То же самое с ОБЖ. Что на этом уроке можно изучать на протяжении нескольких лет? Основы псевдопатриотизма? Автомат учитель - военный в отставке научит собирать-разбирать, а как помочь человеку, который подавился, вряд ли. Астрономию, к слову, вполне можно встроить в физику и за куда более короткий срок получить представление о Вселенной, а заодно усвоить, что Солнце не вращается вокруг Земли, а планеты Хирон не существует.

ОНИ ХОТЯТ АДЕКВАТНОЙ ЗАМЕНЫ

- К большинству предметов, которые учащиеся захотели убрать из программы, сами школы относятся как к маловажным и второстепенным. Например, в начальной школе не хватает учителей рисования и эти обязанности вешают на классного руководителя. В целом для младшеклассников такие дисциплины нужны, ведь немногие дети в этом возрасте могут целый учебный день концентрироваться на письме или счете - технология, музыка и рисование помогают им переключиться на другую сферу деятельности. Предмет основы религиозных культур и светской этики четвероклассники, конечно, вообще всерьез не воспринимают. Оценка по этой дисциплине не ставится, и вникать в пройденный материал для большинства ребят нет резона, - считает учитель начальных классов Наталья Полянская.

Давайте признаемся, каждый из нас, учась в школе, какой-то предмет считал ненужным для себя лично. Кто-то фанател от урока музыки, а кто-то терпеть не мог, кто-то обожал физру, но хотел улизнуть с рисования. Все эти «нравится не нравится» не означают, что из программы нужно исключить нелюбимые предметы. Этак можно договориться до того, что и математика ни к чему, когда смартфон все посчитает, да и география не нужна, ведь такси, поезд и самолет доставят, куда захочешь. И все же сделать отдельные дисциплины факультативами или изучать их в специализированных классах, как предлагают некоторые учителя, - идея вполне разумная. Вопрос в том, что в нашей неповоротливой системе образования проще вообще ничего не менять и плыть по течению, чем исправить положение, которое, похоже, не устраивает ни учеников, ни учителей.

Примечательно, что по итогам исследования оказалось, что почти 94% ребят хотели бы иметь возможность влиять на формирование школьной программы, исходя из своих перспектив. Занося в список «ненужных» одни предметы, ученики готовы внести в сетку расписания другие. Треть школьников считает нужным добавить в программу половое воспитание (63%) и программирование, так как информатика такого навыка не дает (30%). 19% были бы рады видеть в расписании основы предпринимательства и менеджмента, а лидерами «рейтинга нужных предметов» у учеников стали психология (44%) и финансовая грамотность (41%). Респонденты из школ уверены, что психология помогла бы им разобраться в себе, найти общий язык со сверстниками и родителями, преодолеть комплексы, а финансовая грамотность научила бы разбираться с платежками за ЖКУ, оплатой налогов и со страховкой.

Елена Казанцева.

Фото: А. Александр/

Агентство «Москва»

Подпишитесь и следите за главными новостями удобным для Вас способом.

Нам важно ваше мнение!
Поделиться
Обсудить тему
Комментарии (0)