Общественные и социальные новости
3649 | 0

Учителя в шоке от вечеринок Онегина

Учителя в шоке от вечеринок Онегина
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Одно из главных новшеств госаттестации выпускников школ - итоговое сочинение, которое с этого года считается еще и допуском к ЕГЭ. Те, кто получил двойку при первых двух попытках - в декабре и феврале, - смогут пересдать в мае. Таких набралось 5%. На самом деле двоечников гораздо больше.

Вернуть сочинение велел сам Владимир Путин: оно должно было научить школьников самостоятельно мыслить, вернуть им интерес к литературе. И вот сочинение вернули. А с ним вернулись и стилистические перлы школяров, гулявшие когда-то в виде анекдотов.

Несколько месяцев Минобрнауки с учителями и филологами изучало школьные сочинения, чтобы понять, как они изменились с 2008 года, когда писались последний раз. (Выпускное экзаменационное сочинение было отменено из-за введения обязательного ЕГЭ в 2009 году.) Итоги подвели на днях. Специалисты - в замешательстве.

Стилистика многих работ такова: «Катерина не способна выкручиваться», «Увидев аустерлицкое небо с плывущими по нему беленькими облачками, князь Болконский понимает, что важнее всего для него на свете жизнь».

«Когда мы указываем школьникам на снижение стилистического уровня, они очень удивляются и говорят: а что здесь не так?» - свидетельствует учитель русского языка Лариса Новикова. Кстати, в случае с Болконским облачка по небу никуда не плыли - небо было пасмурным.

Или про Онегина: «Вечеринки утомили героя». Учителя в раздумьях: считать ли это ошибкой? С одной стороны, Онегин ездил на балы, а с другой - «это вечеринка в нашем современном понимании», рассуждает Лариса Новикова.

Так как же оценивать школьные труды? Писать о классической литературе современным языком - это огрубление, достойное порицания? Или это «примеривание на себя», индивидуальный подход, оригинальность мысли, за которые надо погладить по головке? Вот эта неопределенность и создает путаницу в интерпретации результатов сочинения. Отсюда непонимание со стороны общества и рост социальной напряженности, считает член комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Роман Дощинский.

Минобрнауки и не скрывает, что дало установку так ставить оценки, чтобы «выброшенными за борт» оказались около 5% школьников. «Пять процентов не сдавших по России - это нормальная статистика по ЕГЭ, - объясняет Лариса Новикова. - В каждом классе есть несдавший, но это по-своему хорошо. Потому что иначе получится, что критерии попустительские, легкие. А при 5% ничего подобного! Если школьник видит, что можно не сдать, то он начинает думать о том, чтобы к сочинению готовиться».

Согласно критериям оценки, изначально утвержденным Минобрнауки, незачетным должно было считаться сочинение, в котором допущено более 5 ошибок на каждые 100 слов. Однако школьники оказались настолько безграмотными, что этот критерий решили завысить, иначе в 5% количество двоечников никак бы не уложилось. Невероятное количество ошибок школьники умуд­рились наляпать даже с учетом того, что им официально разрешили пользоваться при написании сочинения орфографическим словарем!

В результате из пяти критериев, по которым оценивают сочинение, только два первых являются обязательными - критерий №1 «Соответствие сочинения теме» и критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Из оставшихся трех критериев нужно получить зачет хотя бы по одному: №3 «Композиция», №4 «Качество речи» и только потом №5 «Грамотность».

«В итоге даже если выпускник совершает ошибку в каждом слове, он получает зачет по сочинению! Критерии оценки нужно дорабатывать», - уверен Роман Дощинский.

Да, сочинение задумывалось как стимул к чтению. «Но если мы сейчас, ужаснувшись количеству ошибок и незнанию литературы, резко изменим правила, вряд ли это поможет ученикам писать более грамотно. Система должна быть стабильна, в образовании нельзя менять правила из года в год. На следующий год придут другие темы, будут какие-то дополнения. Но кардинально менять правила нельзя - надо дать школе свыкнуться. Вот тогда будет результат», - считает Лариса Новикова.

Другая проблема - многие работы оказались просто списаны. «Сегодня можно отправить весь класс в музей Пастернака, но после посещения музея все равно все сочинения окажутся списаны! - переживает шеф-редактор «Учительской газеты - Москва» Виктория Молодцова. - Вроде бы ребенок попадает в музей, ему все рассказывают...»

Причину Молодцова видит в деградации учительского корпуса - учителя сейчас сами только и делают, что воруют из интернета: «Да еще и учеников этому учат. Я всю жизнь защищала учителей, но сегодня я такого морального права просто не имею».

Аделаида Сигида

Фото FOTOLIA.COM

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.