Сегодня 20 октября 2018 г., суббота, 21:24USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Образование

О результатах международного мониторинга качества общего образования

17 ноября 2016
hits 2688

 Двадцать лет участия в международном мониторинге качества общего образования: о чем говорят результаты?

Начиная с 1995 года российские школьники регулярно участвуют в международном мониторинге качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study), организованном Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA - International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Мониторинг проводится каждые четыре года в конце 4-го и 8-го классов.

За прошедшие годы было проведено шесть циклов исследования TIMSS - в 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 и 2015 годах, которые подтвердили для стран значимость его исследовательских и практических задач. Более 50 стран мира принимают участие в международном исследовании TIMSS.

Ответы на какие вопросы позволяет получить международный мониторинг TIMSS?

  • Состояние математического и естественнонаучного образования с точки зрения международных образовательных стандартов.
  •  Как изменились результаты российских учащихся за последнее десятилетие?
  •  Что происходит с результатами российских учащихся при переходе из начальной школы в основную?
  •  Какие факторы определяют наивысшие результаты учащихся по математике и естествознанию?
  •  В каком направлении следует совершенствовать российское образование?

Формирование выборки школ для участия в исследовании включало два этапа: выбор регионов и выбор школ. Выбор регионов проводился в пропорции к их размеру (учитывалось число учащихся в данном регионе). Во всех регионах составлялся полный список школ. В выборку были включены только школы с русским языком обучения.

На выполнение международного теста давалось 72 мин. (с перерывом) в 4-м классе и 90 мин. с перерывом в 8-м классе. Всего в каждом варианте теста для учащихся 4-го класса было от 39 до 51 задания по математике и естествознанию, а для учащихся 8-го класса - от 48 до 59 заданий.

Для сбора информации о состоянии факторов, влияющих на результаты обучения, было разработано 12 анкет (для национальных экспертов, учащихся, их учителей, родителей, а также администрации образовательных учреждений).

Учащиеся 4-х и 8-х классов отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к математике и естествознанию, особенностей уроков по этим предметам, внеклассных занятий, а также на вопросы о своей семье.

Для учителей были разработаны анкеты, с помощью которых собиралась информация об особенностях преподавания чтения, математики и естествознания в 4-х классах и математики и естественнонаучных предметов в 8-х классах, о профессиональной подготовке учителей и об их педагогических установках.

Директора школ отвечали на вопросы, связанные с обеспечением учебного процесса в их образовательных учреждениях и другими особенностями школьной жизни.

Для национальных экспертов были разработаны анкеты о содержании и организации математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе (о программах, стандартах, учебниках, системе оценивания образовательных достижений и др.).

TIMSS является единственным исследованием, которое позволяет проследить качество школьного математического и естественнонаучного образования в России с 1995 года. Достижения российской школы рассматриваются не с позиций российских образовательных стандартов, по которым работают школы, а в соответствии с международными приоритетами в образовании. В международные тесты TIMSS включаются в основном те вопросы, которые являются общими для большинства стран-участниц, обладают диагностической и прогностической ценностью с точки зрения оценки качества математического и естественнонаучного школьного образования и отвечают запросам современного общества. В этом заключаются и преимущества исследования TIMSS, и его недостатки. Использовать результаты исследования TIMSS для оценки качества образования в России необходимо с учетом особенностей международного инструментария.

Особенно важны результаты исследования TIMSS 2011 и 2015 годов. Именно в период проведения данных циклов исследования российская школа перешла на новые образовательные стандарты. В связи с этим результаты исследования TIMSS позволяют оценить не только общие эффекты социальной политики в образовании за прошедшее десятилетие, но и эффекты от внедрения образовательных стандартов.

Начиная с 1995 года российские школьники демонстрируют стабильно высокие результаты по математике и естественнонаучным дисциплинам в соответствии с международными стандартами TIMSS.

Анализ изменений в подготовке российских восьмиклассников за последние годы показал, что после относительного падения результатов, зафиксированного в 1999 году, с 2003 года наблюдается их повышение.

Для России одной из главных задач является сохранение наметившейся позитивной тенденции в результатах и повышение общего уровня математического и естественнонаучного образования в стране по всем группам учащихся. Не менее важной задачей является усиление внимания к индивидуальной работе с учащимися, демонстрирующими самые высокие результаты.

В 2011 году Россия продемонстрировала существенный подъем уровня математической и естественнонаучной подготовки учащихся 8-х классов, который объясняется введением независимой оценки качества образования в виде экзаменов типа ОГЭ и ЕГЭ. Общий прирост результатов и по математике, и по естествознанию связан также с фактом значительного повышения читательской грамотности российских выпускников начальной школы.

Выявились некоторые важные особенности подготовки учащихся начальной и основной школы. Например, познавательная деятельность (знания, применение, рассуждение) российских четвероклассников в целом сбалансирована согласно требованиям международных стандартов TIMSS только по математике. По естествознанию более высокие результаты продемонстрированы при выполнении заданий на воспроизведение знаний. В подготовке учащихся 8-х классов и по математике, и по естествознанию зафиксированы более высокие результаты по видам деятельности, ориентированным на использование знаний в стандартных ситуациях, ниже - результаты за выполнение заданий, в которых нужно было применить знания в несколько измененных ситуациях, а самые низкие - при выполнении заданий на применение знаний в незнакомых ситуациях, при решении сложных и многошаговых задач, требующих интеграции знаний, проведения рассуждений, обоснования решения.

Таким образом, можно констатировать, что при наметившейся положительной тенденции повышения качества математической и естественнонаучной подготовки учащихся 8-х классов сохраняются проблемы при переходе из начальной школы в основную, которые были выявлены и на предыдущих этапах исследования:

- значительное расхождение в программах по математике и естество-знанию для начальной школы (только чуть более трети заданий международного теста соответствуют российским программам начального образования);

- снижение относительной успешности выполнения заданий по отдельным разделам и видам познавательной деятельности в 8-м классе в ситуации значительного повышения доли программных заданий (до 73-83%).

В начальной школе раздел «Естествознание» предмета «Окружающий мир» включает меньший объем содержания, чем международный стандарт TIMSS. Например, полностью отсутствует блок, касающийся физических явлений (с электрическими явлениями дети XXI века в российской школе впервые знакомятся только в 8-м классе). Очевидно, настало время пересмотреть исторически сложившееся содержание естествознания в начальной школе в сторону усиления вопросов, связанных с элементами физико-химических и географических знаний.

Фактический материал курсов биологии, физики, химии и географии для основной школы существенно превышает программу международного исследования TIMSS. Высокие результаты наших учащихся обеспечиваются за счет большого запаса фактических знаний и умения применять их в типовых учебных ситуациях. Однако учащимся явно не хватает времени осмыслить значимость получаемых знаний, научиться использовать эти знания в нестандартных ситуациях.

В 2011 году по результатам TIMSS зафиксированы значительное число учащихся 8-го класса с низкими результатами по математике (22%), снижение интереса к математике при переходе из начальной в основную школу, заниженный уровень познавательной самостоятельности учащихся. Для решения этих и ряда других проблем необходимо пересмотреть содержание школьной математики, сохранив ее фундаментальность, но разгрузив курс от излишнего теоретического материала. Высвобожденное учебное время необходимо использовать для повышения интереса к математике, приобретения опыта применения изученного материала в различных учебных и жизненных ситуациях, воспитания потребности в непрерывном самообразовании и умения делать это.

Материалы предоставлены ФГБУ ФИОКО

Коммерсантъ/FOTODOM.RU

Просмотров: 2688
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (1)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Стала известна причина взрыва в колледже в Керчи
Чрезвычайное происшествие в политехническом колледже в Керчи произошло из-за неустановленного взрывного устройства.
17 октября 2018
За убийством саудовского журналиста наблюдал консул Саудовской Аравии
Пропавшего саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи пытали и обезглавили в присутствии консула королевства в Турции. Об этом сообщает издание «Известия».
17 октября 2018
В небе Пекина жители заметили НЛО
Неопознанный летающий объект неожиданно появившийся в небе над Пекином испугал горожан.
14 октября 2018
Красноярский чиновник посоветовал обманутым дольщикам самим достроить жильё
Обманутым дольщикам стоит за свой счёт закончить строительство дома. Кроме того, лучше «бросить 200 тысяч мимо», но при этом остаться живым и здоровым, считает Евгений Ганчуков, занимающий пост замминистра строительства Красноярского края.
17 октября 2018
Шторм повернул водопад вспять
Уникальное природное явление можно было наблюдать на шотландском острове Скай.
15 октября 2018
Температурный рекорд ожидается в Москве 14 октября
Температура воздуха в Москве 14 октября может обновить рекорд 50-летней давности, сообщают столичные синоптики.
14 октября 2018
Загрузка...