Образование
3911 | 0

О результатах международного мониторинга качества общего образования

О результатах международного мониторинга качества общего образования
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 Двадцать лет участия в международном мониторинге качества общего образования: о чем говорят результаты?

Начиная с 1995 года российские школьники регулярно участвуют в международном мониторинге качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (TIMSS - Trends in Mathematics and Science Study), организованном Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA - International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Мониторинг проводится каждые четыре года в конце 4-го и 8-го классов.

За прошедшие годы было проведено шесть циклов исследования TIMSS - в 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 и 2015 годах, которые подтвердили для стран значимость его исследовательских и практических задач. Более 50 стран мира принимают участие в международном исследовании TIMSS.

Ответы на какие вопросы позволяет получить международный мониторинг TIMSS?

  • Состояние математического и естественнонаучного образования с точки зрения международных образовательных стандартов.
  •  Как изменились результаты российских учащихся за последнее десятилетие?
  •  Что происходит с результатами российских учащихся при переходе из начальной школы в основную?
  •  Какие факторы определяют наивысшие результаты учащихся по математике и естествознанию?
  •  В каком направлении следует совершенствовать российское образование?

Формирование выборки школ для участия в исследовании включало два этапа: выбор регионов и выбор школ. Выбор регионов проводился в пропорции к их размеру (учитывалось число учащихся в данном регионе). Во всех регионах составлялся полный список школ. В выборку были включены только школы с русским языком обучения.

На выполнение международного теста давалось 72 мин. (с перерывом) в 4-м классе и 90 мин. с перерывом в 8-м классе. Всего в каждом варианте теста для учащихся 4-го класса было от 39 до 51 задания по математике и естествознанию, а для учащихся 8-го класса - от 48 до 59 заданий.

Для сбора информации о состоянии факторов, влияющих на результаты обучения, было разработано 12 анкет (для национальных экспертов, учащихся, их учителей, родителей, а также администрации образовательных учреждений).

Учащиеся 4-х и 8-х классов отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к математике и естествознанию, особенностей уроков по этим предметам, внеклассных занятий, а также на вопросы о своей семье.

Для учителей были разработаны анкеты, с помощью которых собиралась информация об особенностях преподавания чтения, математики и естествознания в 4-х классах и математики и естественнонаучных предметов в 8-х классах, о профессиональной подготовке учителей и об их педагогических установках.

Директора школ отвечали на вопросы, связанные с обеспечением учебного процесса в их образовательных учреждениях и другими особенностями школьной жизни.

Для национальных экспертов были разработаны анкеты о содержании и организации математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе (о программах, стандартах, учебниках, системе оценивания образовательных достижений и др.).

TIMSS является единственным исследованием, которое позволяет проследить качество школьного математического и естественнонаучного образования в России с 1995 года. Достижения российской школы рассматриваются не с позиций российских образовательных стандартов, по которым работают школы, а в соответствии с международными приоритетами в образовании. В международные тесты TIMSS включаются в основном те вопросы, которые являются общими для большинства стран-участниц, обладают диагностической и прогностической ценностью с точки зрения оценки качества математического и естественнонаучного школьного образования и отвечают запросам современного общества. В этом заключаются и преимущества исследования TIMSS, и его недостатки. Использовать результаты исследования TIMSS для оценки качества образования в России необходимо с учетом особенностей международного инструментария.

Особенно важны результаты исследования TIMSS 2011 и 2015 годов. Именно в период проведения данных циклов исследования российская школа перешла на новые образовательные стандарты. В связи с этим результаты исследования TIMSS позволяют оценить не только общие эффекты социальной политики в образовании за прошедшее десятилетие, но и эффекты от внедрения образовательных стандартов.

Начиная с 1995 года российские школьники демонстрируют стабильно высокие результаты по математике и естественнонаучным дисциплинам в соответствии с международными стандартами TIMSS.

Анализ изменений в подготовке российских восьмиклассников за последние годы показал, что после относительного падения результатов, зафиксированного в 1999 году, с 2003 года наблюдается их повышение.

Для России одной из главных задач является сохранение наметившейся позитивной тенденции в результатах и повышение общего уровня математического и естественнонаучного образования в стране по всем группам учащихся. Не менее важной задачей является усиление внимания к индивидуальной работе с учащимися, демонстрирующими самые высокие результаты.

В 2011 году Россия продемонстрировала существенный подъем уровня математической и естественнонаучной подготовки учащихся 8-х классов, который объясняется введением независимой оценки качества образования в виде экзаменов типа ОГЭ и ЕГЭ. Общий прирост результатов и по математике, и по естествознанию связан также с фактом значительного повышения читательской грамотности российских выпускников начальной школы.

Выявились некоторые важные особенности подготовки учащихся начальной и основной школы. Например, познавательная деятельность (знания, применение, рассуждение) российских четвероклассников в целом сбалансирована согласно требованиям международных стандартов TIMSS только по математике. По естествознанию более высокие результаты продемонстрированы при выполнении заданий на воспроизведение знаний. В подготовке учащихся 8-х классов и по математике, и по естествознанию зафиксированы более высокие результаты по видам деятельности, ориентированным на использование знаний в стандартных ситуациях, ниже - результаты за выполнение заданий, в которых нужно было применить знания в несколько измененных ситуациях, а самые низкие - при выполнении заданий на применение знаний в незнакомых ситуациях, при решении сложных и многошаговых задач, требующих интеграции знаний, проведения рассуждений, обоснования решения.

Таким образом, можно констатировать, что при наметившейся положительной тенденции повышения качества математической и естественнонаучной подготовки учащихся 8-х классов сохраняются проблемы при переходе из начальной школы в основную, которые были выявлены и на предыдущих этапах исследования:

- значительное расхождение в программах по математике и естество-знанию для начальной школы (только чуть более трети заданий международного теста соответствуют российским программам начального образования);

- снижение относительной успешности выполнения заданий по отдельным разделам и видам познавательной деятельности в 8-м классе в ситуации значительного повышения доли программных заданий (до 73-83%).

В начальной школе раздел «Естествознание» предмета «Окружающий мир» включает меньший объем содержания, чем международный стандарт TIMSS. Например, полностью отсутствует блок, касающийся физических явлений (с электрическими явлениями дети XXI века в российской школе впервые знакомятся только в 8-м классе). Очевидно, настало время пересмотреть исторически сложившееся содержание естествознания в начальной школе в сторону усиления вопросов, связанных с элементами физико-химических и географических знаний.

Фактический материал курсов биологии, физики, химии и географии для основной школы существенно превышает программу международного исследования TIMSS. Высокие результаты наших учащихся обеспечиваются за счет большого запаса фактических знаний и умения применять их в типовых учебных ситуациях. Однако учащимся явно не хватает времени осмыслить значимость получаемых знаний, научиться использовать эти знания в нестандартных ситуациях.

В 2011 году по результатам TIMSS зафиксированы значительное число учащихся 8-го класса с низкими результатами по математике (22%), снижение интереса к математике при переходе из начальной в основную школу, заниженный уровень познавательной самостоятельности учащихся. Для решения этих и ряда других проблем необходимо пересмотреть содержание школьной математики, сохранив ее фундаментальность, но разгрузив курс от излишнего теоретического материала. Высвобожденное учебное время необходимо использовать для повышения интереса к математике, приобретения опыта применения изученного материала в различных учебных и жизненных ситуациях, воспитания потребности в непрерывном самообразовании и умения делать это.

Материалы предоставлены ФГБУ ФИОКО

Коммерсантъ/FOTODOM.RU

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.