В одном из недавних выступлений президент Владимир Путин затронул проблему мигрантов в российских школах.
По словам главы государства, нельзя допускать ситуацию, когда родители вынуждены переводить своих детей в другие учебные заведения из-за большого количества приезжих. «МН» откликнулся на эту тему и получил немало отзывов на свою публикацию. Наши читатели жалуются, что проблема эта зашла слишком далеко и никто не знает, как ее решить.
ВОЗМОЖНЫ ЛИ СОВМЕСТНЫЕ КЛАССЫ?
Московский район Гольяново не центр города, конечно, но и не совсем выселки. Местечко депрессивное, окруженное старыми промзонами. Из достопримечательностей - недавно отстроенный огромный автовокзал. Именно здесь возникает странное ощущение: это точно не Москва. Возможно, Бишкек, а может, Ташкент. Толпы мигрантов на улицах, автобусных остановках, в магазинах, и кругом незнакомая речь.
«В нашем классе половина детей были мигрантами», - рассказывает жительница Гольянова Наталья Кошелева. Два года назад она отвела в первый класс свою младшую дочь. Ее девочку посадили за одну парту с мальчиком из Киргизии. Очень быстро выяснилось, что он не знает даже букв алфавита. За соседней партой сидела первоклашка, которая что-то испуганно лепетала на непонятном языке и не могла объяснить, откуда она приехала. Два брата-кавказца на этом фоне смотрелись вундеркиндами - они хотя бы могли объясняться по-русски. «У нас ребенок уже бегло читает, знает таблицу умножения. А эти дети даже букв не знали. Мы поняли, что в этом классе нам делать нечего», - пишет Наталья. После встречи с директором ее дочь неохотно перевели в другой класс.
«Три года назад сын пошел в школу, половина класса состояла из детей мигрантов. У нас интернациональная семья, и мы никогда не были против других народов и культур. А тут неожиданно столкнулись с проблемой. Ребята, которые не говорили по-русски, толком не учились, не понимали, что говорит учитель и о чем общаются другие дети на переменках. В классе возникла атмосфера отчуждения, враждебности. В итоге образовалась группа детей, которые стали довольно агрессивно вести себя с остальными. Устраивали драки, задирали девочек. При этом они крепко держались друг за дружку. После нескольких драк из серии «все на одного» мы забрали сына из школы и перевели туда, где нет такой проблемы», - рассказала журналистам мать ученика Людмила Назаренко.
В регионах появились целые «мигрантские» школы. «Основной процент наших учеников - из Киргизии, из 920 детей - 327 киргизов. Есть и таджики, а еще турки, иранцы, казахи, узбеки...» - сообщает директор одной из екатеринбургских школ Евгений Сергунин. Он рассказал, что в городе существует странная клановость: в одной школе учатся вьетнамцы, в другой - киргизы. «Русских мигранты из конкретных школ Екатеринбурга вытеснили и поделили учебные заведения между собой», - делают вывод журналисты.
Специалисты признали, что попытка создавать совместные классы, где дети приезжих адаптировались бы к новой жизни, провалилась. Наталья Кошелева считает, что идея смешанных классов не работает и ни о какой интеграции приезжих даже речи быть не может. Учителям приходится тратить больше времени на объяснение материала детям приезжих. На остальных школьников его не остается. К тому же «дружбы народов» в школах не происходит. «Образуются маленькие группки, они дружат между собой по принципу языка», - говорит Наталья. Поэтому обучать местных и приезжих раздельно, с ее точки зрения, вполне здравая мысль.
СПЕЦКЛАССЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ
«Самым эффективным решением проблемы на сегодня стало бы создание специальных классов для детей мигрантов в учебных заведениях, где традиционно много таких ребят. Чтобы дети могли полноценно учиться в российской школе, их сначала нужно к этому подготовить и адаптировать. Инклюзия, когда россияне и мигранты учатся вместе и перенимают культуру друг друга, это хорошо, но вряд ли исполнимо в короткие сроки в нынешних условиях», - заявляет председатель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин.
Идея создавать учебные заведения, где мигранты смогут хоть сколько-нибудь адаптироваться к новой жизни, вовсе не ноу-хау. Несколько лет назад в Москве открыли «школы русского языка», где дети в течение года должны были научиться бегло говорить на новом языке. Одно такое учебное заведение появилось и в самом Гольянове. Директор шутит, что учить мигрантов проще простого. По любому поводу можно пригрозить высылкой из страны. «Вот подрались недавно вьетнамец и азербайджанец, сразу пишем бумагу в Федеральную миграционную службу. Для тех, кто нелегально живет, это многое значит», - признался директор. Но в целом подобные школы популярностью среди гостей столицы не пользуются. В столице на занятия ходят не больше 300 человек. А детей гастарбайтеров в городе - около 60 тысяч.
Представители диаспор считают, что проблему адаптации земляков должны решать они сами. «Единственный выход - это тесное сотрудничество с национальными культурными центрами, автономиями. Когда-то в Москве были школы с этнокультурным компонентом, которые могли бы предоставлять диаспорам в выходные дни дополнительные часы или чтобы занятия проводились силами самих диаспор», - говорит председатель Союза таджикистанцев России Абдулло Давлатов. Он признается, что пытался организовать подобные школы для детей соотечественников, но проект оказался невостребованным. За обучение надо было платить, одна только аренда помещения стоит больших денег. А их отдавать приезжие из Таджикистана не торопились. Спонсоров среди богатых таджиков тоже не нашлось. В итоге проект закрылся. Теперь национальные союзы хотели бы получить деньги на адаптационные программы своих земляков из российского государственного бюджета.
«Маловероятно, что такое произойдет. Даже если что-то подобное и будет организовано, государство захочет самостоятельно разрабатывать программы, следить за расходованием средств и качеством преподавания», - убежден эксперт Государственной думы Эдуард Граховский. Между тем пока никто не может сказать, какие решения примут чиновники. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что ведомство пока только готовит систему оценки образовательных потребностей мигрантов. Как конкретно министерство планирует контролировать число таких детей в школах, Кравцов не объяснил.
А КАК У НИХ
В Америке только несколько лет назад пришли к выводу о необходимости раздельного обучения местных детей и приезжих.
Школьный округ Лос-Анджелеса начал разделять учеников на разные классы в зависимости от уровня владения английским языком. При этом при школах появляются специальные курсы, где за небольшую плату детей дополнительно учат языку. Учителей обязывают как можно чаще использовать детей-мигрантов в общественной жизни школы. Считается, что именно во время школьных мероприятий происходит самая эффективная адаптация приехавших к новым условиям.
В Европе было принято контролировать число проживающих в каждом регионе иностранцев. В Германии еще в 1977 году был установлен потолок численности иностранных жителей в районе - не более 12% от его населения. Городские советы Кельна, французского Лиона и Лондона все новое жилье, предназначенное для сдачи в аренду, резервируют только для местного населения. Поэтому проблема мигрантов в школах до сих пор была не настолько острой.
Но после того, как в Европу хлынули потоки беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки, ситуация в корне изменилась.
Наталья Пуртова.
Фото: И. Питаев/РИА Новости