Общественные и социальные новости
2261 | 0

Метрострасти. Сохранится ли «Бауманская» после реконструкции?

Когда очередная станция метро закрывается на ремонт, знатоки старины начинают страшно переживать, что от былой роскоши теперь не останется камня на камне. Есть ли основания для таких опасений и что делать, чтобы сохранить метро в первозданном виде?

Метрострасти. Сохранится ли «Бауманская» после реконструкции?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В столице на 11 месяцев закрыли на ремонт станцию метро «Бауманская». Она всегда была окружена самыми невероятными слухами и загадками. Мало того что она одна из немногих, что сохранилась почти в первозданном виде. Даже эскалатор до сих пор использовался старый, поставленный здесь еще в 1944 году. И только знатоки знали, что дубовые, массивные и очень необычные перила на нем, на которые мало кто из пассажиров обращал внимание, не меняли с тех самых, еще военных лет.

Из-за перил и разгорелся очередной скандал. Оказалось, что по новому плану реконструкции предполагается поставить здесь современные эскалаторы, отделанные алюминием и железом. Если раньше их было три, то через год станет четыре - инженеры обещают как-то впихнуть их в довольно узкое пространство между сводами. Правда, для дубовых перил места, похоже, уже не останется.

В прошлом году общественная организация «Союз пассажиров» даже обратилась в департамент культурного наследия Москвы с просьбой прояснить ситуацию с историческими перилами. От чиновников пришел ответ: первым пунктом они подтверждали, что станция является объектом культурного наследия и дубовая облицовка тоже включена в состав предмета охраны. Вторым пунктом в документе уточнялось, что сохранность перил будет уточнена проектом реставрации.

Другими словами, департамент признал, что сохранить дубовую облицовку проектировщики обязаны, но сделают ли они это, остается под большим вопросом. Теперь вопросы отпали: выбирая между историческими перилами и удобством пассажиров, каждый день вынужденных толкаться в огромной пробке перед турникетами, город выбрал последнее.

Вторая неразгаданная загадка «Бауманской» известна только тем, для кого метро стало вдохновением всей жизни. Эти люди называют себя метрофанатами. Они знают о подземном городе больше, чем иные специалисты, готовы не выходить оттуда на поверхность целыми сутками, а некоторые даже где-то достают фирменный костюм сотрудников метрополитена и гордо разъезжают в нем по всем возможным веткам. Владислав Голубев - один из таких метрофанатов. И теперь он волнуется за маленькую достопримечательность «Бауманской», которая так и осталась загадкой даже для профессиональных историков.

Она находится около остановки первого вагона в сторону «Щелковской». На мраморной стене вручную вырезана надпись «14.11.1946-15.12.1954». «Ее несколько раз пытались закрасить, но она все время появлялась вновь. Никто не может сказать, как это происходит», - рассказывает Владислав. Мистика? «Да, - подтверждает он, - в метро много необычного».

МОЗАИКА ЦЕНОЙ ЖИЗНИ

Недовольство происходящими изменениями у знатоков старины возникает с завидной периодичностью. Они знают: чтобы испортить станцию, не нужно менять весь ее интерьер.

«Даже неправильно поставленное освещение может сильно поменять станцию», - рассказывает Владислав Голубев и приводит множество примеров, когда замена обыкновенных лампочек на энергосберегающие просто убивала весь интерьер. Среди пострадавших станция «Алексеевская». Когда-то она отличалась мягким светом, который обеспечивали люстры, закрытые специальным стеклом. На платформах освещение было слегка приглушенное, центральный зал обволакивался очень тонким белым светом. А потом поставили новое оборудование, и «Алексеевская» стала похожа на больничную палату. И так везде.

Роскошная станция «Комсомольская» когда-то была оранжевой - такой эффект давало точно выверенное освещение, помноженное на яркие мозаики и фрески. Теперь от оранжевого освещения не осталось даже воспоминаний. Кстати, «Бауманская» еще в 1950-е освещалась кремовым светом, а это очень гармонировало с коричневыми колоннами и завитушками пилонов. Что будет здесь через год, пока никто не знает.

В свое время на уникальной «Маяковской» при строительстве станционного затвора был уничтожен витраж по эскизу Александра Дейнеки, поэтому в овальных нишах, которые украшают сейчас центральный зал, осталось всего 35 уникальных панно.

Сделать копию, казалось, нетрудно. Но не смогли: еще в 1930-е над этими картинами работал знаменитый мастер Владимир Фролов. Он создал красочный советский мир с молодыми улыбающимися физкультурниками, счастливыми школьниками, красиво парящими самолетами. Вот именно витраж с самолетами и был разбит.

Последнюю свою работу Фролов делал в блокадном Ленинграде. В городе мозаист остался один - молодые ученики ушли на фронт, старики умирали от голода. В жуткий холод в помещении с выбитыми стеклами мастер собирал свое последнее творение. Он успел даже упаковать огромное панно в несколько ящиков. Уехать в эвакуацию Фролов не смог, тогда погибли бы мастерская и почти готовые работы для станций метро, о которых он так мечтал.

Последнюю мозаику вывезли по Ладоге на одном из кораблей. Она чудом не затонула во время обстрелов, да и вообще случайно попала на борт. Один матрос рассказал потом, как это было: судно уже отплывало, когда подъехал автомобиль, из которого вышли какой-то офицер и пожилой мужчина. Он буквально умолял капитана вывезти из блокадного Ленинграда ящики с панно для московского метро. Говорил, что, скорее всего, больше не успеет сделать ни одной работы, что эта мозаика последняя в его жизни. Капитан согласился помочь. А на следующий день художник умер. Это было в январе 1942 года.

Эта мозаика была предназначена для «Маяковской», но в итоге попала на «Павелецкую». Сейчас там ее нет. Знатоки говорят - это тоже результат реставрации.

КАК НАРОД НА «КУРСКУЮ» ЛЕНИНА ВЕРНУЛ

Но самые отчаянные страсти вокруг метро кипели в 2009 году, когда после ремонта открылась «Курская-Кольцевая». Перед удивленной публикой на мраморе в вестибюле появились строчки из гимна СССР 1944 года. «Нас вырастил Сталин - на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил!» - сообщала надпись огромными позолоченными буквами. Но четверостишия о том, что «Ленин великий нам путь озарил», которое тоже присутствовало в гимне, на «Киевской» почему-то не оказалось. И тогда случился настоящий общественный бунт.

Тогдашний начальник метрополитена Дмитрий Гаев упорно держал оборону. Перепугавшийся департамент культурного наследия заявил, что вопреки правилам проектная документация с ним не согласовывалась. Претензия по этому поводу из мэрии отправилась в метрополитен. Только после этого оборона Гаева рухнула, строчки про Ленина вернули за одну ночь, а главный архитектор Москвы Александр Кузьмин предложил поставить на место и памятник вождю, «чтобы воссоздать это так, как было у художника».

Наталья Пуртова

Фото wikipedia.ru

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.