Разворачиваются в районах, где первые этажи жилых домов занимают бары и другие заведения такого типа.
О том, что интересы владельцев таких заведений не всегда совпадают с житейскими потребностями обитателей домов, в которых (или рядом с которыми) они расположены, ярко продемонстрировал конфликт на Патриарших прудах в Москве.
ВАС ТУТ НЕ СТОЯЛО
В одном из самых популярных уголков столицы очень много развлекательных заведений, к тому же это исторический центр, который в летнее время притягивает молодежь. Здесь образовался своего рода гастрономический кластер Москвы, где престижно, модно, вкусно, а следовательно, многолюдно. Однако шум, звонкий смех, музыка и веселье одних могут оказаться непонятыми теми, для кого домашняя тишина является обязательным условием отдыха.
К сожалению, для многих людей, проживающих на Малой Бронной улице, в Малом Патриаршем, Спиридоньевском, Большом Козихинском, 1-м Кадашевском и других переулках, это и стало настоящей головной болью.
Группа активистов заострила эту тему, вынеся ее на суд общественности с привлечением многочисленных СМИ. Выяснилось, что подобная ситуация характерна и для других мест, где на первых этажах жилых зданий обосновались кафе, бары, рестораны.
«ЗАКОН ТИШИНЫ» НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
Надо сказать, такой городской образ жизни и времяпрепровождения, пришедший к нам из Европы, сейчас очень популярен, но многие отдыхающие не вполне понимают, что есть еще и культура отдыха. Кроме того, в европейских городах очень ревностно и беспрекословно чтут законы, в том числе и по соблюдению тишины.
Да, можно много говорить о проявлении сознательности и взаимоуважения, но людям с диаметрально противоположными интересами (отдыхающие и местное население) порой очень трудно найти компромисс. Поэтому местные власти и стараются регулировать эти взаимоотношения на законодательном уровне: запрет на подачу звуковых сигналов авто- и мототранспортом в населенных пунктах, ограничение уровня шума в заведениях в ночное время...
Вот и рестораторы и власти ЦАО пришли к безболезненному выходу - соблюдению временного регламента и «закона о тишине». В частности, после 23 часов живая музыка с летних веранд перемещается внутрь помещения ресторана, что удовлетворяет как гостей, так и местных жителей.
Что касается других вопросов функционирования кафе, баров, ресторанов и т. д., то в российском законодательстве существует свод норм и правил, регламентирующих работу мест общественного питания (СП 2.3.6.1079-01).
В частности, при выборе их местоположения необходимо учитывать расположение мусорных контейнеров, наличие мест для разгрузки, необходимых для завоза продуктов и напитков. При этом парковка для гостей и персонала запрещена внутри дворовых территорий жилых домов. Городские власти призваны следовать правовому руслу и защищать интересы жителей.
БОРОТЬСЯ МОЖНО И НУЖНО
Однако конфликты между жителями и собственниками или арендаторами коммерческих помещений могут происходить и по другим причинам. Например, когда в объектах, расположенных в жилых домах, меняется график работы и, к примеру, обычный магазин, торгующий продуктами, начинает работать в режиме «24 часа». Или на первый этаж въезжают арендаторы, продающие запчасти для автомобилей или нечто специфическое.
В соответствии с Законом г. Москвы от 25.06.1997 №28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в г. Москве» любой горожанин вправе обращаться в органы власти за рассмотрением коллективных жалоб в отношении помещений, использование которых производится не по назначению. Есть инспекция по надзору за использованием нежилых помещений, санитарно-эпидемиологическая и пожарная службы и другие контролирующие органы.
Взаимоотношения жильцов и собственников или арендаторов заведений, размещающихся на первых этажах, регламентируются, ко всему прочему, и Конституцией, Гражданским и Уголовным кодексами.
В случае, если недовольство жильцов имеет под собой объективные основания, например производится разгрузка товара в неурочное время и налицо превышение допустимого уровня шума и т. п., то жильцы могут добиться восстановления их в правах.
АРЕНДАТОРЫ ТОЖЕ ЛЮДИ
Если же недовольство носит субъективный характер, на уровне «нам не нравится, что к вам многие ходят», но права жильцов никак не нарушаются, то закон на стороне арендатора. Однако и в последнем случае жильцы способны доставить массу хлопот собственнику помещений.
Как правило, они проверяют информацию в управляющей компании (УК), ТСЖ или ЖСК, на каком основании владелец магазина или кафе использует помещение, то есть выкуплено ли оно в собственность или сдано в аренду.
На арендатора воздействовать проще, чем на собственника: он не вкладывает много средств в обустройство помещения, а потому не будет упираться до последнего. Но и с собственником, мешающим жизни окружающих, бороться можно.
Прежде всего следует узнать, переведено ли помещение из жилищного фонда в нежилой, где требования к эксплуатации весьма жесткие. Если в УК не хотят поделиться подробной информацией, стоит написать запрос в Государственную жилищную инспекцию Москвы или проверить эту информацию в Управлении Росреестра.
Параллельно с выяснением законности появления в доме коммерческого объекта можно начать против него «военные действия». Алгоритм примерно следующий. Сначала придется изучить федеральные и региональные законы, защищающие права горожан на спокойный отдых и комфортную жизнь.
Скажем, каждый раз, когда среди ночи под окнами квартиры стоит грузовик, из которого выгружают товар, можно смело вызывать полицию и настаивать на составлении протокола об административном правонарушении.
Следующий шаг - рассылка заявлений во все профильные инстанции, а также в районную администрацию, в Роспотребнадзор. В конечном итоге тот же Роспотребнадзор обязан назначить время и провести замеры шума.
Контрольный замер, на основании которого готовятся документы в суд, должен проводиться по согласованию с прокуратурой (согласовать мероприятие - проблема Роспотребнадзора) и с оповещением владельца источника шума.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.208 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» госорганы должны предупредить предпринимателей о своем визите не менее чем за 24 часа.
Предположим, взаимодействие с органом госнадзора не приносит нужных результатов. Тогда можно привлечь негосударственную организацию, аккредитованную Роспотребнадзором на право проведения независимой экспертизы шума. Естественно, это потребует некоторых финансовых затрат, но их компенсацию можно включить в судебный иск.
На первый раз все может ограничиться предписанием с требованием устранить безобразие. Допустим, владелец объекта выполнил предписание надзорного органа только формально и спать в квартире по-прежнему невозможно. Остается набраться терпения и начать весь квест заново - опять слать заявления в Роспотребнадзор с требованием повторных замеров. Не следует забывать, что действие, равно как и бездействие, должностных лиц можно обжаловать в суде.
ГОВОРИТЕ – ВАС СЛУШАЮТ
С большой степенью вероятности решение будет принято в пользу владельца квартиры, и бизнесмена обяжут привести свой объект в соответствие с нормами общежития. Очень часто конфликты разрешаются именно на этом этапе: собственники коммерческого помещения перепрофилируют бизнес на менее шумный или делают нормальную звукоизоляцию.
Впрочем, примерно по такой же схеме можно воздействовать на коммерсантов, если не будут соблюдаться санитарно-эпидемиологические нормы или правила пожарной безопасности.
Александр Максимов.
Фото: ИНТЕРПРЕСС/PHOTOXPRESS.