В столице продолжается снос гаражей, по воле случая оказавшихся на месте запланированных правительством Москвы масштабных строек. Пострадавшие автовладельцы собираются организовать общественное движение, призванное защитить их от произвола властей.
В Московской городской думе прошел круглый стол, посвященный «гаражной» политике мэрии. Речь шла об уничтожении частных гаражей, которыми десятилетиями владели законопослушные москвичи.
Суть проблемы оказалась предельно проста. Еще в советское время земельные участки передавались гражданам в бессрочное пользование. Однако новая власть изменила их правовой статус - они превратились в участки, на которые теперь необходимо заключать договоры аренды. Но это на словах. На деле чиновники оформлять договоры не спешат, а вместо этого пытаются просто ликвидировать гаражные кооперативы.
ВЫШИБАЛЫ ПРОТИВ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ
Гаражно-сервисный кооператив «Автозаводец» был организован еще в советское время. Землю счастливым обладателям собственных легковушек выделило руководство ЗИЛа, много лет железные боксы находились в ничем не примечательной промышленной зоне. В 2000 году московское правительство приняло решение проложить на этой территории участок Третьего транспортного кольца, и кооператив попал в черный список сносимых объектов. Впрочем, тогда автовладельцы и чиновники смогли договориться.
«Нашему кооперативу выделили новую землю, построили боксы. Мы немедленно оформили свои гаражи по всем правилам. У каждого собственника имеется долгосрочный договор аренды до 2053 года», - рассказывает активистка «гаражного» движения Галина Яковлева.
В апреле прошлого года «автозаводцы» получили извещение о том, что их опять собираются сносить. На этот раз причиной оказалось строительство транспортно-пересадочного узла «Дубровка». Вот только очередной переезд, судя по всему, не состоится. Нынешние власти предложили автовладельцам небольшую компенсацию за уничтоженную собственность, но о новой земле под гаражи не идет даже речи. Никто из собственников не сомневается, что сумма, рассчитанная не по рыночной, а по кадастровой стоимости, окажется чисто символической. Поэтому сами автомобили неизбежно окажутся на улице. Выбор у людей небольшой: или бросать свой транспорт во дворах, или раскошеливаться на дорогую платную парковку, которая будет возведена на месте гаражных кооперативов.
«Мы провели свое маленькое расследование. Оказалось, что межевание той территории, которая планировалась под строительство ТПУ «Дубровка», проводилось четыре раза. Мало того, проект менялся не один раз. В итоге разработчики решили не ломать голову и попросту уничтожить нашу собственность. То, что это незаконно, никого не интересует», - говорит Галина Яковлева.
Снос гаражей в районе Мичуринского и Ломоносовского проспектов обсуждался еще прошлым летом. Тогда прошли публичные слушания, на которых решено было построить на их месте научный кластер МГУ и жилые дома. Гаражный комплекс подлежал сносу, но представители застройщика пообещали владельцам компенсации. Часть автомобилистов успела их получить. Остальным денег не хватило.
Их вопрос решился силовым путем. К месту стоянки автомобилей приехали автобусы, набитые крепкими людьми из частного охранного предприятия. В районе начался настоящий беспредел в духе 1990-х.
«У одних гаражи разрушили вместе с находящимся внутри автомобилем, у других нанятые головорезы выламывали двери и свозили машины на площадку, где их разграбили мародеры, у третьих имущество сгорело», - рассказывают пострадавшие.
Участие наемников в «гаражной» войне подтверждают не только сами члены кооперативов, но и официальные лица.
«Одно дело, когда есть документы, судебные решения, другое - когда 50 боевиков приезжают, избивают людей, а сотрудники полиции стоят в сторонке. Есть группа лиц, порядка ста человек, которые занимаются этим по всей Москве, они проходят в делах как «неустановленные лица», но я могу вам предоставить пофамильный список с фотографиями», - заявил депутат Мосгордумы Андрей Клычков.
Его предложение было обращено к представителю ГУ МВД по Москве Игорю Иванову, который тоже присутствовал на круглом столе. Но персональные данные полицию не интересовали. Игорь Иванов в принципе согласился, что нужен механизм контроля за делами, связанными с неправомерным сносом гаражей, но отметил при этом необходимость рассматривать каждый случай отдельно.
Для того чтобы отстоять свой гараж в судебном порядке, у москвичей уходят месяцы, а то и годы. Неожиданно для себя автовладельцы выяснили, что собрать необходимые документы - непосильная задача. Бумаги, доказывающие право человека на законное место для своей легковушки, просто исчезли. И чтобы получить хотя бы одну справку, приходится проводить целое следствие.
«Фактически идет многослойная подделка документов, граждане просто не знают, где искать правоустанавливающие документы на свои придомовые территории, стоянки. Если запрашивать по почтовому адресу, никаких документов не найдете», - пояснил житель района Вешняки Александр Елисеев.
НЕВЫПОЛНЕННЫЕ ОБЕЩАНИЯ
В 2010 году был принят Генеральный план Москвы. Согласно этому документу, город обязан был организовать 1 млн 300 тыс. мест для хранения автотранспорта. В 2012 году генплан подвергся корректировке - появилась подпрограмма, согласно которой количество мест уменьшается на 40%. А вскоре был принят дополнительный документ, по которому уже сокращенные автостоянки урезались еще на 60%.
«Власти долгое время говорили о решении проблемы обеспечения машино-местами, но сегодня мы видим, что гаражи сносят, а реальной альтернативы москвичам не представляют. Как результат, машины переместились во дворы и на газоны», - отметил Андрей Клычков.
Он напомнил, что в советское время все автостоянки получали разрешение органа госвласти, поэтому заявления чиновников о том, что сносимые гаражи - это самострои, не соответствуют действительности. Более того, часто власти не продлевают договор аренды, но при этом принимают платежи за пользование землей.
«В 1990-е годы необходимо было лишь переоформить уже существующее право для добросовестных пользователей земельных участков. Наше имущество и наше право не могли быть пересмотрены! Однако администрация Москвы не выполнила государственную программу инвентаризации земель, на которую выделялись значительные бюджетные средства», - пояснила муниципальный депутат Татьяна Логацкая.
Сегодня многие автовладельцы говорят о необходимости создания общественного движения, защищающего их права. Но на митинги приходит от силы несколько десятков человек - те, кому терять уже нечего. Остальные до последнего надеются, что экскаваторы и автобусы с гастарбайтерами на их участках не появятся.
Наталья Пуртова
Фото PHOTOXPRESS
- ДЕПУТАТ АНДРЕЙ КЛЫЧКОВ:
«Одно дело, когда есть документы, судебные решения, другое - когда 50 боевиков приезжают, избивают людей, а сотрудники полиции стоят в сторонке».