В августе мы предлагаем воспользоваться льготными условиями для размещения рекламных материалов Вашей компании у нас на сайте и газете "Мир новостей"! Обращайтесь к специалистам рекламного отдела по адресу: adv@mirnov.ru.
Космос и неизведанное
1959

Частная космонавтика пока не заработала ни одного «Маска»

Частная космонавтика пока не заработала ни одного «Маска»

30 мая состоялся первый в истории пилотируемый полет частного космического корабля. Его разработала компания SpaceX Илона Маска.

В России частная космонавтика находится в зачаточном состоянии, и эксперты говорят, что государству она совсем не нужна.

Четыре года назад российские специалисты собрались на первую в стране конференцию InSpace Forum 2016, посвященную частной космонавтике. Каждый выступавший упоминал имя Илона Маска. Образец для подражания, мечтатель, икона бизнеса - это лишь немногие эпитеты, которыми награждали этого человека. Кто-то предложил использовать имя американца как единицу эффективности частного предпринимательства в космосе. К примеру, в Америке - 10 «масков», в Европе - 6 «масков», в России... Увы, в России пока не наберется даже одного «маска».

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

Частная космонавтика появилась в России в начале двухтысячных вопреки здравому смыслу. Государство даже не рассматривало коммерческие компании как компаньонов, чиновники лишь отмахивались от надоедливых энтузиастов. Рассчитывать на успех можно было лишь при огромном везении.

Dauria Aerospace - первая частная компания, на счету которой еще недавно были не наработки, а по-настоящему реализованные проекты. Ее создатель Михаил Кокорич вспоминал, что в начале двухтысячных занимался торговлей, но космосом при этом интересовался настолько серьезно, что даже ездил на научные мероприятия.

«На конференции в Кейптауне выступал тогдашний глава Роскосмоса Поповкин. Когда он проходил по коридору, я буквально за рукав его дернул: «Можно с вами поговорить?» Он: «Чего тебе, мальчик, надо?» Я отвечаю: «Да вот, думаю космосом заняться». Он: «Хорошо, будешь в Москве - позвони», - рассказывал потом Кокорич.

Это было хулиганство, но оно неожиданно выстрелило. Впервые частный стартап получил лицензию на работу в сфере космоса. «Для лицензии нужен не конкурс, а куча дебильных требований, которые мы никогда бы не выполнили, если бы не Поповкин», - признается бизнесмен. Первый спутник компания запустила на свои деньги, чтобы показать, что может это делать. Затем полетели два спутника для Роскосмоса. Надо признать, что запуск был проблемным, и на этом сотрудничество компании с государством завершилось.

«Есть персональные предпочтения каждого нового руководителя Роскосмоса. В NASA существует космическая программа, есть понятная процедура выбора компании, тендеров, есть четкая процедура лоббирования. А в России это не так, к сожалению. У нас все зависит от предпочтений одного-двух человек, что наслоено на кучу интриг», - утверждает Кокорич.

ЗА ДЕШЕВЫМИ КРЕДИТАМИ – В СИНГАПУР

Компания «Лин Индастриал» родилась из нескольких энтузиастов, увлеченных разработкой сверхлегкой ракеты. Себя эти ребята сравнивали с участниками Группы изучения реактивного движения, созданной еще в 1931 году. Тогда студенты и инженеры, страдая от голода и холода, собирались в подвальчике на Садовом кольце и грезили о космических поездах на Марс. Среди этих замерзающих мечтателей был молодой Сергей Королев. Правда, очень скоро группу прибрало к рукам государство, а потом из нее вырос Реактивный научно-исследовательский институт - родоначальник советского ракетостроения.

В наше время космические энтузиасты от голода не умирали, но чиновникам они оказались не нужны. «Это было хобби на личные средства. На создание серьезного железа их не хватило, однако сделанные тогда наработки обеспечили нашей компании тот задел, который позволил снизить риски», - говорит лидер компании Александр Ильин. Через несколько лет, когда личные деньги закончились и все шло к краху, на Ильина вышел такой же москвич, предложивший создать космический стартап.

В 2016 году эти ребята испытывали двигатель для своей новой ракеты-носителя «Таймыр». Мероприятие закончилось плачевно: движок попросту взорвался. Такая неудача бывала и у Сергея Королева, да и триумфатор Илон Маск пережил пару катастроф своих космических кораблей. «Непредвиденные расходы поставили нас на грань закрытия, пришлось распродавать имущество. Деньги закончились совсем. Бухгалтеру отдали в качестве зарплаты старый прицеп, а вещи перевезли к товарищу на склад. Отказались от офиса, распродали все, что смогли, чтобы платить зарплату сотрудникам», - вспоминает Ильин.

Он говорит, что на различных государственных заседаниях ему приходилось доказывать очевидные истины. «Трудно поверить, но в России эксперты всерьез считают, что в мире запускается всего два микроспутника в год, а сверхлегкие ракеты вообще не нужны!» - возмущается Ильин. В последнее время компания рассматривала вариант переезда в Сингапур. Там им пообещали для космических разработок дешевые кредиты.

В КОСМОСЕ КОНКУРЕНТЫ НЕ НУЖНЫ

Блогер и популяризатор космической отрасли Виталий Егоров считает, что одной из ошибок разработчиков космических проектов стала ориентация на западную бизнес-модель. Но в России космическая индустрия государственная, существует на бюджетные средства и сама распределяет заказы. Чиновникам попросту невыгодно создавать конкурентов. «Кто может стать заказчиком в России? Только Роскосмос. Но он не заинтересован выводить деньги из бюджета и хочет потратить их самостоятельно, не отдавая никому государственные контракты», - рассуждает эксперт.

«Это была моя самая большая ошибка в жизни - cоздать компанию в России. Сейчас я понимаю, как был наивен. Компания такого рода может существовать только в двух ситуациях: либо если есть сильная поддержка со стороны государства, которое дает заказы, встраивает в структуры, как это делается для Boeing, Airbus, Lockheed Martin и так далее, либо когда есть возможность работать на большой открытый мировой рынок, используя преимущества страны. И я, конечно, не подписывался на то, что мы после 2014 года будем отрезаны от мирового рынка», - рассказывает Михаил Кокорич.

КСТАТИ

В скором времени у Илона Маска появятся серьезные конкуренты, например глава Amazon Джеффри Безос со своей компанией Blue Origin и многоразовым кораблем New Shepard, предназначенным для суборбитальных полетов. Вероятно, он станет использоваться для космического туризма.

Владелец консорциума Virgin Ричард Брэнсон тоже решил развивать бизнес в этой сфере. Его компания уже заканчивает разработку очередного самолета для выхода на околоземную орбиту.

Китайская частная аэрокосмическая компания OneSpace Technologies провела первый запуск легкой ракеты-носителя OS-X. Сам по себе запуск знаменует переход китайской космической промышленности в частные руки. Эти и другие компании готовы бороться за свою долю на рынке полетов в космос.

Самый амбициозный космический проект в России сейчас развивает S7 Space - «дочка» одного из крупнейших авиаперевозчиков страны. Она инвестировала в плавучий космодром «Морской старт», расположенный в Тихом океане, около 160 млн долларов.

Эксперты считают, что S7 Space пытается ориентироваться на рынок запуска гео­стационарных спутников, на котором конкуренция серьезно растет. Именно это даст возможность сделать проект коммерчески выгодным. Если у бизнесменов получится задуманное, можно будет говорить о первом серьезном шаге в развитии российской частной космонавтики, хотя и с серьезным государственным участием.

Наталья Пуртова.

Фото: ADOBE STOCK

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (1)