Российской Ассоциации компаний интернет-торговли не дают покоя лавры китайского онлайн-ретейлера AliExpress. Сунуть ему палки в колеса пытаются совсем не рыночными средствами.

Российский покупатель как-то вяло поддерживает отечественного производителя, совсем не так, как тому бы хотелось. И это в равной мере относится к поставщикам услуг, в частности к интернет-магазинам.
Вместо того чтобы патриотично заказывать товары у родных ретейлеров вроде «Юлмарт», Ozon.ru, «М.Видео» и «Эльдорадо», наш покупатель все чаще заглядывает в прайс-листы всенародно любимого AliExpress, да еще и на Amazon и eBay косит лиловым глазом. Не потому ли, что там и ассортимент пошире, и цены пониже, и доставка копеечная, а то и вовсе бесплатная?
С этим же нужно что-то делать! И делают.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая 37 ведущих российских ретейлеров, подготовила пакет поправок в Налоговый кодекс и закон «Об информации». В документе предлагается ввести налог для иностранных игроков рынка интернет-торговли, а это и AliExpress, и Amazon, и eBay, и иже с ними.
Ассоциация полагает, что иностранные компании вроде указанных выше имеют конкурентное преимущество перед поставщиками в России, поскольку они освобождены от уплаты НДС и ввозных таможенных платежей при реализации товаров стоимостью до 1000 евро и весом до 31 кг.
Новые поправки предполагают, что зарубежные интернет-магазины должны встать на учет в налоговую службу России и исчислять налог упрощенным методом: 15,25% от конечной цены товара. В случае налоговых нарушений у ФНС будет право выставить требование о блокировке страницы, обратиться в Роскомнадзор и суд. Разблокировка ретейлера станет возможной в течение трех дней после уплаты им НДС.
Предложение АКИТ нашло живой отклик в самых верхах, оно сейчас обсуждается в правительстве и ожидает заключительного решения.
Однако у этого плана есть существенный недостаток. Вот что думает по этому поводу президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, включающей в себя Pony Express, La Redoute, PickPoint и другие, Александр Иванов: «Регистрация продавцов-плательщиков в ФНС де-факто невозможна. Например, на Alibaba - 3,6 млн продавцов, на eBay - более 1,5 млн, есть и другие. ФНС физически не сможет обеспечить такую регистрацию».
Кроме того, Иванов отмечает: «Российский e-commerce занимает долю примерно 0,7% от мирового. Ломать систему ради 0,7% смогут только компании, для которых Россия является определяющим рынком. Но в мире ничего неизвестно о хотя бы одной такой компании».
По его словам, взимание НДС с зарубежных посылок во всех без исключения странах мира убыточно, так как операционные и административные расходы значительно превышают собранные суммы.
Можно даже не сомневаться, что меры, предлагаемые АКИТ, приведут лишь к тому, что цены на иностранных интернет-площадках станут высокими, а ассортимент скудным.
По мнению гендиректора eBay в России и на развивающихся рынках Европы Ильи Кретова, предлагаемое АКИТ нововведение существенно сократит ассортимент товаров, поставляемых в нашу страну. Этого, вероятно, и добиваются российские торговцы.
Не исключено, что многие мировые бренды просто откажутся от российского рынка. И это при том, что у специалистов в этой области торговли, да и у простых покупателей есть небезосновательные подозрения, что российские интернет-продавцы и сами не гнушаются пользоваться услугами того же AliExpress с целью развития своего бизнеса.
Возможно, инициатива АКИТ будет оформлена законодательно, стороны придут к коммерческому и юридическому компромиссу, но только все это торжество справедливости опять придется привычно оплачивать рядовому российскому потребителю из собственного кармана.
Валерий Мальчев.
FOTODOM.RU