Новости культуры и искусства
1688 | 0

Водевильный сюрреализм

Водевильный сюрреализм
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Юный Сальвадор Дали перебрасывается невинными шуточками с Федерико Лоркой, но затем с рынка возвращается сестра Сальвадора Анна-Мария, и художник, отвлекаясь от перемигиваний с Лоркой, тащит родственницу к морю и толкает ее в накатывающие на берег волны. Море сделано, разумеется, из синей простыни, а раздающиеся впоследствии обвинения в гомосексуализме Дали яростно отвергает.

Спектакль «Театра Луны» с мудреным названием «Дали и испанская королева из Казани», к сожалению, можно назвать типическим - примерно так представляют себе театр 86% населения страны. Ярко, громко и примитивно просто - во-первых, чтоб не напрягало, а во-вторых, чтобы зритель мог с серьезным лицом рассказывать о состоявшемся накануне акте искусства.

И вот материал выбран, наступает время сочинить пьесу. Здесь главное не перегрузить текст всякими там искусствоведческими подробностями. В идеале надо просто пересказать фабулу: была у художника сестра, сестру сменила зрелая женщина, которая ради такого союза уходит от поэта Элюара, спустя годы их союз дает трещину, у каждого из супругов появляются связи на стороне, но в финале они все же приходят к пониманию, что друг для друга они и были созданы. В спектакле Сергея Проханова Анна-Мария с радостью уступает сопернице роль натурщицы - в то время, как на деле для сестры художника это событие стало настоящей трагедией (свидетельством тому ее книга «Сальвадор Дали глазами сестры»). У Проханова Аманда Лир бросает Сальвадора, объясняя уже всемирно известному сюрреалисту, что он стар, - стоит ли говорить, что этот нелепый эпизод оправдывается исключительно стремлением автора к простоте? Психологические мотивировки в таком театре ограничиваются десятком самых распространенных эмоций - любит, не любит, плюнет, поцелует. Взаимоотношения чуть более тонкие уже могут оказаться зрителю не по плечу - во всяком случае, создатели спектакля искренне так считают.

Когда фабульная схема готова, можно приступать к репетициям. Важнее всего, конечно же, декорации - они должны быть масштабными, красочными и максимально прямолинейными. Если сцена разворачивается в автомобиле, то на сцену необходимо притащить автомобиль - ну или хотя бы его половинку. Если герои встречаются на берегу моря, то звуков прибоя никак не достаточно - надо сделать насыпь, натянуть синюю ткань, а поверх всего этого еще включить видеопроекцию с эффектным морским пейзажем. Предположение о том, что у зрителя может наличествовать фантазия, и что он может досочинить ту часть картинки, которую ему не показывают, отметается как заведомо ложное - какая к черту фантазия, не холопское это дело!

Актерское исполнение режиссерского замысла тоже не спасает ситуацию. Единственным артистом, который понимает, для чего он вышел на сцену, является Евгений Герчаков - и, пожалуй, из-за этого второй акт спектакля оказывается качественно лучше первого, в котором у мэтра лишь один короткий выход. К молодым актерам, наоборот, испытываешь жалость - видно, что они стараются, и что не лишены таланта, однако же со сцены транслируется лишь голая энергия - они мастерски кричат и много двигаются, но никаких подлинных чувств воспроизвести не могут.

Если подводить итог, то мы имеем дело с «театром ради театра» - зрелище по красочности вполне соответствует обывательским представлениям об искусстве, но в содержательном плане приближается к нулю. Какое отношение все это имеет к Дали, к его феерическим образам и фантазиям? Что стоит плаксивый водевиль против сюрреалистических сновидений гения? Не было бы у авторов амбиций художественно дополнить творчество испанского художника, то и критерии оценки были бы ниже - но в данной ситуации остается только развести руками…

Евгений Вихарев

Фото: Андрей Князев

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.