Судьба главной героини печальна, но традиционна для середины 19-го века. Подчиняться родителям, подчиняться мужу, не иметь своего голоса и права принимать решения.
Отец оставил у сестры маленькую Терезу, оставшуюся без матери. У девочки не было выбора, она росла рядом с больным кузеном Камиллом. Когда дети выросли, её поставили перед фактом – брак с кузеном. Впрочем, об этом они знали с детства. Выбора у Терезы не было и любви тоже.
И вот к ней пришла любовь как страсть, как глоток свежего воздуха к другу мужа Лорану. Страсть оказалась взаимной. С этого момента начинается сюжет спектакль по пьесе Эмиля Золя на сцене театра «У Никитских ворот». Казалось бы, банальная история о том, как жена изменяет мужу с его другом. Но...
Усталость Терезы от унылой жизни няньки при муже привела к взрыву – утоплению мужа вместе с любовником как бунт против безысходного положения.
Контраст унылого существования Терезы – жизнь Сюзанны, 18-летней красавицы, племянницы Мишо. Её судьба обещает быть счастливой, ведь она из тех немногих женщин, которым позволено выбирать. Она даже одета иначе – в светлое и яркое.
Впрочем, в романе Сюзанна другая – это незаметный и ничем не выделяющийся образ в отличии от сценического варианта.
Бунт Терезы не дал свободы и не дал счастья, хотя их с Лораном поженили по настоянию друзей семьи Ракен. Теперь между ними встало их преступление и призрак убитого. Постоянный страх разоблачения превратил их жизнь в сущий ад. И они решили вместе прекратить свои страдания. Потому что никто ещё не отменил угрызения совести.
Могли ли они выбрать другой путь в той ситуации?
Вот как Эмиль Золя охарактеризовал Терезу и Лорана: они «всецело подвластны голосу крови, лишены способности свободно проявлять свою волю, и каждый поступок которых обусловлен роковой властью их плоти. Тереза и Лоран – животные в облике человека».
Позволю себе не согласиться с автором. Если бы он был прав, герои бы не мучились и не страдали от мук совести. Хотя в своих муках они не были поддержкой и опорой друг другу, а наоборот превратили свою жизнь в ад.
Классическая постановка главного режиссера театра Марка Розовского разворачивает перед зрителями всю безысходность бытия героев.
Костюмы и декорации скромные, но соответствуют времени и вполне убедительны.
Актеры талантливо создают образы своих героев. Прекрасны Кристина Айвазовская и Виктория Корлякова в роли Терезы. Страстен Сергей Рожнов в образе Лорана, раздражающе избалован заботой Камилл в исполнении Николая Рингбурга и Станислава Федорчука.
Неудержимо весела и свободна Сюзанна в исполнении Сандры Элиавы и Екатерины Васильевой.
Проницательны и заботливы представители старшего поколения: госпожа Ракен (мать Камилла) в исполнении заслуженных артисток России Ольги Лебедевой и Марины Кайдаловой, друг семьи Гриве (Александр Чернявский и Михаил Озорнин), бывший полицейский Мишо (заслуженные артисты России Юрий Голубцов и Николай Глебов).
Выступая перед началом спектакля Марк Розовский отметил, что многие теперь перестали ходить в театр. А ведь театр заботится о своём зрителе: готовит новые интересные премьеры. Режиссёр призвал зрителей вернуться в театр, и я присоединяюсь к нему: «С ЛЮБИМЫМИ не расставайтесь!»
Театр жив, пока в нём есть зрители.
Людмила Шерова
Фото автора