Новая постановка Театра имени Вахтангова приурочена к 130-летию со дня рождения Вацлава Нижинского. Премьера спектакля «Нижинский. Гениальный идиот» состоялась на Симоновской сцене.
В основе пьесы — произведение Ники Симоновой «Танец солнца». В фокусе внимания — основные события творческой и личной жизни легендарного танцовщика и хореографа.
Режиссёр-постановщик Лейла Абу-аль-Кишек выбрала для исполнения главной роли девушку — Аделину Гизатуллину. Хрупкой актрисе удалось создать образ Нижинского. Она точно и естественно передаёт эмоции и чувства, который испытывал «звезда» балета во время триумфа и в период неудач.
По замыслу создателей спектакля акцент сделан на уникальности Вацлава Нижинского. Танцовщика-виртуоза за феноменальные прыжки в Европе называли «человек-птица».
Став хореографом он придумал необычные комбинации ритмов, сложные партии в стиле антиромантизм. Он первым использовал в 1912 году современные костюмы и элементы спортивных игр («Игры» на музыку Дебюсси). Спустя год воссоздал на сцене языческий ритуал и танцы древних славян. «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского — один из первых экспрессионистских балетов.
Нижинский создал четыре балета, стал основателем неклассического стиля. Часть публики не принимала его нововведения, возмущалась, но многие восхищались «русским чудом».
Вторая часть названия спектакля ассоциируется с произведением Достоевского. Нижинский любил роман «Идиот», симпатизировал князю Мышкину.
Как и герой романа, он имел наследственное психическое расстройство. Его чувствительность, ранимость, нервные срывы воспринимались как особенности характера творческого человека. Одержимость, восьмичасовые репетиции, изматывающие артистов, объясняли перфекционизмом и требовательностью.
После женитьбы Нижинского антрепренёр Дягилев написал, что он уже не нужен русскому балету. Для Вацлава Фомича начался период испытаний: создание своей труппы, неудачные выступления в Лондоне, финансовые трудности, депрессия...
Во время Первой мировой войны Нижинского арестовали в Австрии, вместе с женой и дочкой объявили военнопленными и не выпускали из страны. В спектакле показано, что освободить их помог Дягилев под давлением американского импресарио, обещавшего организовать гастроли труппы.
Нижинский выступал с труппой Дягилева полтора года, а потом конфликт с антрепренёром из-за гонорара и проблемы со здоровьем. Врачи поставили диагноз — шизофрения.
В спектакле есть сцена: Вацлав Фомич обращается к Богу: «Я отказываюсь проходить испытание».
Уход страдающего человека из реального мира в Зазеркалье символизируют зеркала. В финале овальные зеркала положили на пол, вылили на них воду. Впавший в безумие Нижинский крутился на зеркале, вытирая его одеждой... Он пытался успокоить жену: «Я играю роль сумасшедшего».
Спектакль о Нижинском в Театре имени Вахтангова, наверняка, понравится зрителям, и не только любителям балета.
Ольга Королёва.
Фото автора.