И теперь готов рассказать о своем опыте. Проанализировать, что получилось, что нет. Да и вообще стоила ли та игра свеч?
- Валерий, с вами была связана скандальная история - один из участников «Голоса» не пожал вам руку, отказался войти в вашу команду. Как это объясните?
- Начну с того, что на самом деле этого парня я к себе не звал. По-моему, он был просто в эйфории, не заметил меня. Кстати, позже сам об этом написал. А на всем этом сделать хайп решил кто-то из его друзей. Так что большой проблемы тут не вижу.
- Но вы не пожалели о том, что приняли участие в проекте? Зачем вам это было надо?
- Во-первых, там азартная атмосфера. И мы надеемся, что шоу было нескучным. Правда, поначалу непривычно было слушать упреки и обвинения типа: сами вы безголосые и не пускаете талантливых. Нам советовали, кого брать в команду, кого нет.
Я на это могу здесь и сейчас ответить в их же стилистике: вы хотя бы один шлягер напишите, а потом уже советуйте! А у меня не меньше двадцати шлягеров. Мне даже Юрий Антонов говорил однажды: «Валера, у тебя шлягеров не меньше, чем у меня, ты самый большой шлягерист…»
Вообще, чтобы на все это не обращать внимания, нужна мудрость. Мне кажется, за время шоу я стал более мудрым.
- Какие критерии для вас были важны при отборе?
- Я отвечу так: голос - это такой же музыкальный инструмент, как, к примеру, гитара. Его нельзя оценивать. И когда говорят: ой, какой у него голос, я парирую: у человека должен быть в первую очередь ум. Голос без внутреннего переживания не звучит. Это все равно что человек без внутреннего переживания садится за рояль - инструмент начинает по-настоящему звучать только в руках мастера.
Поэтому в свою команду я выбирал тех ребят, в голосах которых услышал желание быть на проекте. А те, кто развиваться не хотел, меня не интересовали. Имею право так говорить, потому что Первый канал выбрал меня на роль наставника из нескольких сотен претендентов.
Поверьте, и я, и тем более Сергей Шнуров на гастролях больше заработаем. Но мы пришли туда, приняли участие, потому что поставили себе задачу: найти тех, кто может стать звездой. Я ребятам всегда говорил: если вы связываете себя с музыкой, учитесь писать песни, каждый день стимулируйте себя на творчество, развивайтесь.
Обратил внимание: из-за того, что сегодня вся наша жизнь связана с техникой, многие перестали тренировать свою память. Ребятам даже текст песни сложно было запомнить, постоянно в гаджеты подсматривали. У меня 300 песен - я их все помню, и не только свои. Для нынешних молодых все тяжело: глядя в экран, поют, только с планшетом способны процитировать, найти ответ в поисковой системе. А у нас поисковая система - в голове!
- Видно, что интернет вы особо не жалуете...
- Ну как не жалую? Я его принимаю. Считаю, это очередная ступень массовой культуры. Но когда мне говорят, что у человека два миллиона подписчиков или больше, меня это скорее пугает. Ведь о чем это говорит? О том, что люди создают себе кумиров из тех, кто добивается быстрого, мгновенного успеха. Кто сегодня берет пример с Юрия Башмета, который сознательно полжизни положил на то, чтобы научиться играть на инструменте? Это тяжело, долго...
- Вы знакомы с творчеством новых звезд - Бузовой, Оксимирона, Монеточки? В чем их феномен?
- Феномен в том, что они быстро достигли успеха. Сейчас все хотят быстро. Трудиться никто не хочет, работать над собой. Поэтому и музыка стала поверхностной. Ведь почему рэп и хип-хоп сейчас в моде? Они проще, мелодии как таковой нет. А ведь красивую мелодию сочинить очень трудно. Вот и появляются «бабочки-однодневки» - диджеи, рэперы.
Дочь недавно принесла альбом современной англоязычной группы, говорит: это такая бомба! А я же понимаю, откуда ноги растут. Как правило, моими козырями являются пластинки 60-70-х годов. И в рок-, и в поп-музыке сегодня очень мало имен, которые по масштабу - открытие. Все неплохо идет, но таких открытий, как были раньше, я назвать не могу. В общем, сейчас время быстрого успеха и цифрового отношения к жизни. А я - ламповый!
Андрей Князев.
Фото В. Тараканова.