Во Франции, в Грассе, городе, где Бунин написал свои лучшие произведения, будут отмечать 150 лет со дня его рождения 22 октября.
Известная французско-русская писательница и журналистка Елена ЖОЛИ побывала в Грассе, городе, прославившемся на весь мир духами, цветами и Нобелевским лауреатом - Иваном Буниным.
У подножья горного массива Эстерель, на окраине города Грасса, за высоким забором стоит белый дом с голубыми ставнями. Они всегда закрыты - видно, что хозяева здесь уже давно не живут.
Однако, соседи говорят, что видели, как ночью по саду бродит приведение - сухопарый мужчина среднего роста останавливается под столетней оливой и задумчиво постукивает по ней тросточкой. Тотчас ставни на втором этаже распахиваются, и в крайнем окне появляются тёмные силуэты двух женщин, и слышится: «Ян, Ян!». Так называла Бунина жена...
В 1921 году Иван Бунин с женой, апатриды во Франции, перебрались из Парижа в Грасс. После бурной эмигрантской жизни в столице, где они практически не оставались в одиночестве - то обедали с Алексеем и Натальей Толстыми, то ужинали у Куприных, то пили чай у Гиппиус с Мережковским - Грасс казался монастырем.
Особняк Монфлери, их первое прованское пристанище, теперь переименован в Ля Ривольт. Это, как и раньше, маленький отель. Так что каждый может пожить в комнате, где спал великий писатель! Гостиница находится неподалёку от следующий резиденции писателя - виллы Бельведер.
Иван Алексеевич Бунин, последний русский классик и первый русский лауреат Нобелевской премии, прожил в этом доме около 16 лет (c 1923 го по 1939 гг.) - самые плодотворные годы в его творчестве. Здесь он написал щемящую повесть «Митина любовь» и печальную историю своей молодости - роман «Жизнь Арсеньева».
Сюда пришло долгожданное известие о его награждении Нобелевским комитетом. Это означало не только всемирное признание, но и весьма существенные материальные перемены в быту. 715 тысяч франков - огромные по тем временам деньги!
Часть их он сразу же роздал нуждающимся коллегам, остальные пошли на жизнь большого семейства, которое обитало на вилле, и приём многочисленных друзей. На виллу Бельведер приезжали Рахманинов и Шаляпин, Алданов и знаменитый французский писатель, издатель Андре Жид, Берберова и Одоевцева....
За закрытыми голубыми ставнями виллы Бельведер бушевали поистине шекспировские страсти. Удивительно, что они не привели к трагическому исходу (как в «Митиной любви») ни для одного из действующих лиц «любовного многоугольника»!
Вера Николаевна Муромцева, жена великого писателя, самозабвенно любила и служила мужу, Иван Алексеевич был безумно влюблён в молоденькую красотку поэтессу Галину Кузнецову, которая, в свою очередь, сходила с ума от чувств к оперной диве Маргарите Сапрун. А писатель Зуров, проживающий в доме на правах члена семьи, питал безответное влечение к Вере Николаевне, так и не «преступив последней черты близости».
* Бунин в Грассе. Художник Николай Кожуховский
Вообразите накал эмоций, мучительной любви «невыразимой на человеческом языке» в уединённом доме над оврагом.
Однажды, в разговоре с Одоевцевой о том, что такое настоящая любовь, Бунин разгорячился: «Ну значит Вы никогда не любили по-настоящему. Понятия о любви у Вас нет. Неужели Вы ещё не знаете, что в семнадцать и семьдесят лет любят одинаково? Неужели Вы ещё не поняли, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству, даже когда никакой катастрофы и не было, а просто очередная размолвка или разлука.» («На берегах Сены», Ирина Одоевцева)
В своих воспоминаниях Одоевцева описывает Бунина так: «Он был среднего роста, но держался преувеличенно прямо, горделиво закинув голову. И от этого или от того, что он был очень строен, казался высоким. Его красивое надменное лицо выражало холодное самоуверенное спокойствие, но светлые глаза смотрели зорко, пристально и внимательно и, казалось, замечали и видели все - хоть на аршин под землей».
За строгой, как говорили несколько даже надменной внешностью, Бунин скрывал свою пылкую душу, обостренную чувственность, необыкновенную доброту и щедрость. Видимо эта щедрость и даже расточительность объясняют почему он был единственным Нобелевским лауреатом, умершим в нищете.
В 1939 году Бунины переезжают из Бельведера на просторную виллу Жаннетт, которую хозяева англичане, срочно покинувшие Францию, предоставили в их распоряжение. Она находилась в 300 метрах от немецкой комендатуры, что не помешало Ивану Алексеевичу не только оставить у себя в доме певицу Маргу Сапрун, еврейку, но и приютить пианиста Либермана с женой.
Вера Николаевна рассказывает в своём дневнике, как ее муж, узнав об облавах на евреев, сам поехал в Канны за Либерманами. Каким же смелым человеком надо было быть! Недавно в Израиле кандидатуру Бунина выдвинули на высокое звание «Праведники народов мира».
На вилле Жаннетт многочисленное семейство проживало до 1946 года. В военное время Бунины, в отличии от многих других эмигрантов, с надеждой и радостью следили за победами советских войск, их продвижением на запад. В эти страшные, голодные годы Бунин написал свои лучшие рассказы, которые вошли в сборник «Темные Аллеи». Грасс, город духов и цветов, и Бунин сроднились навсегда… Когда говорят о русской душе, надо вспоминать Бунина. А когда он видит себя «висящим над огромной слабоосвещенной пропастью», сразу возникает пейзаж французского Прованса, Грасса, где душа великого писателя нашла «рай на земле».
Знают ли Бунина во Франции? Только специалисты. Почему? То ли русскую бунинскую душу понять невозможно, то ли не так издавали. Но, может быть, у его произведений ещё «все впереди».
Мэры города Грасса берегут память о нем. Устанавливают памятники, мемориальные доски. А 150-летие Бунина будут отмечать 22 октября открытием выставки художника Николая Кожуховского.
Я встретилась с мэром Грасса Жеромом Вио, блестящим молодым политиком, фонтанирующем энергией и эрудицией, и наша беседа оказалась очень интересной.
Несколько лет назад известный Андрей Ковальчук подарил городу двухметровую скульптуру великого писателя, которую установили над грасским культурным центром - библиотекой Сент-Илер. И в парке Принцессы Полины стоит его бюст. Так что Бунина здесь не забывают.
Пожелаем Ивану Алексеевичу в год празднования 150 -летия со дня его рождения, чтобы его не только чтили, но и читали!