Знаменитый режиссер, сам снявший военный фильм «Свои», раскритиковал современное кино о Великой Отечественной, заявив, что там все «искусственное» и в них нет истинного патриотизма. Прав ли он?

Дмитрий Месхиев на кинофестивале «Западные ворота» в Пскове выступил с разгромной речью, которую адресовал создателям всех недавно вышедших фильмов о Великой Отечественной:
- Сейчас большие проблемы в нашей стране с военным кино. Я имею в виду не только фильмы про СВО, но и о Великой Отечественной войне. У нас вопят, что запрещают одно, другое, но в советское время много чего запрещали, при этом шедевры выходили пачками, о войне в том числе. А сейчас я смотрю последние военные фильмы о той же Великой Отечественной и вижу искусственное, глянцевое кино с искусственными, глянцевыми людьми, за которых я не переживаю. Я вижу искусственные декорации. Я не говорю, что они плохо нарисованы, но полеты камеры еще не дают ощущения присутствия и сопереживания. Сегодня все переводится в полумультяшную сферу. Почему так хорошо в советское время снимали военные фильмы? Потому что снимали про людей, про их чувства. А сейчас это патриотическая показуха, и в этом нет патриотизма.
Из дальнейшей речи режиссера стало понятно, что особенно его задел один из недавних широко разрекламированных проектов:
- Я посмотрел большой последний фильм про войну. Не буду его называть. Все говорят: «Как здорово и хорошо». Но это нехорошо и нездорово.
Версию о том, какую ленту не стал называть Месхиев в качестве антипримера, выдвинул преподаватель ВГИКа Павел Огурчиков: «Речь, видимо, идет о фильме «В списках не значился»? Не буду называть фамилию актера, который его спродюсировал (это Владимир Машков. - Ред.). Для такого фильма нужны сотни миллионов рублей. Сегодня добавляются LED-экраны и не нужны никакие декорации. Съемочный день стоит где-то 2 миллиона рублей».
Месхиев на это заметил:
- Все новые экраны и технические наши победы годятся для фэнтези и сказок, но не для фильма про войну. Если ты не добьешься, снимая военные сцены, чего-то отдаленно приближенного к реальности, то тогда и не будет ощущения этой реальности. Кино про войну надо снимать по-настоящему, по-честному. А если мы все будем рисовать, тогда ничего не будет получаться. Чрезмерное увлечение технологиями убивает чувство.
- Полностью согласен с Дмитрием Месхиевым, - сказал нам известный кинокритик Александр Шпагин. - Тем более что в том числе и с него в свое время начался подъем в военном кино. Три знаковых фильма тогда было снято: «Кукушка» Рогожкина, «Штрафбат» Досталя и «Свои» Месхиева. Это был новый, неоднозначный и трагический взгляд на войну. Но все это уже ушло. На смену пришло другое. Пришло, на мой взгляд, голимое позорище. Это не фильмы, а компьютерная игра, где примитивные немцы с жирными животами гогочут и без конца играют на губных гармошках... Даже при Сталине немцев так не показывали. Немцев показывали или как жертв, опутанных режимом Гитлера, или как жестких холодных служак. А сейчас показывают карикатуру. И по фильму получается, что наши бойцы сражались с карикатурным врагом. На этом удручающем фоне «В списках не значился» все-таки оставляет в душе след. Это, конечно, тоже аттракцион. Но трагический аттракцион, построенный на какой-то фантастической, экстремальной зрелищности. Напоминает военную мистерию, в которой сложная проблематика повести Васильева (на основе которой снят фильм. - Ред.), конечно, теряется. Но это хоть что-то! Там есть трагедия, проход через крестный путь! В отличие от остальных фильмов новой волны. Эта новая волна очень плохая! - началась с фильма «28 панфиловцев». Наиболее приличный фильм из этой волны - «Т-34». Но все равно глупость, происходящая там, зашкаливает. И все так и будет происходить, потому что люди, которые это снимают, даже не пытаются соотноситься с реалиями войны. Они ничего не читают про войну. И в лучшем случае творят пустую, бессмысленную, однобокую, но красивую и зрелищную компьютерную игру. Поэтому я поддерживаю Месхиева. Стыдно, что нам такое показывают!
Михаил Нечаев.
Фото: PERSONA STARS