Можно ли эту работу считать творческой удачей режиссера Карена Шахназарова? «Мир Новостей» попросил высказаться специалистов.
- Мне картина понравилась, - говорит Виталий Ремизов, литературовед, филолог, автор ряда книг о Толстом и его произведениях. - Здесь есть и сам писатель, и авторское восприятие режиссера. Очень хорошее сочетание, когда создатель фильма не становится банальным иллюстратором романа, а по-своему переосмысливает, открывает новые грани и формы.
Главное отличие сериала от романа - Шахназаров показал историю любви и гибели Анны глазами Вронского. Тем интереснее, по мнению нашего собеседника, фильм.
- Прежде привычное отношение к любовнику Анны - сложившееся в традиционной критике, литературоведении - было следующим. Считалось: Вронский беспощадный, жестокий человек, он загубил Анну так же, как загубил Фру-Фру - свою лошадь, - продолжает Ремизов. - Хотя лично я каждый раз, когда перечитывал роман, напротив, думал, что он очень трепетно относится к Анне. И Шахназаров тоже это уловил.
- А как вам Каренин? Не показался слишком жестким и сухим?!
- А по-моему, он ближе всех к толстовскому герою. В прежних экранизациях его либо прихорашивали, либо, наоборот, выставляли карикатурным. То и другое - крайность. А здесь мы видим живого человека: страдает, мучается, любит...
Да, и не забывайте одно из главных достоинств картины - звучит прекрасный, чистейший толстовский текст. Меня это особенно порадовало. Лента далеко стоит от пошлых сериалов, которыми телевидение пичкает зрителей каждый день.
Однако мы не можем не отметить и критический взгляд: многим зрителям пришелся не по вкусу выбор исполнительницы главной роли. Многие уверены: Лиза Боярская - совсем не Каренина!
- Внешне, может быть, и не стопроцентное попадание, - соглашается толстовед. - Почитал отзывы в интернете - у актрисы, мол, голос грубый, говорит, «как мужик в юбке». А на мой взгляд, Боярская сыграла довольно интересно. Ее Анна грубовата? Да, мы привыкли к другой Анне - трепетной, влюбленной, романтичной, страдающей...
Но это привычный взгляд. А если копнуть глубже? Каренина - носительница мощного интеллекта, властная и страстная натура. Она однозначно эгоистична, всех мучает. Вспомните роман - Анна ведь даже морфий стала принимать к финалу, она становится наркоманкой. То есть Толстой и сам беспощаден к Карениной...
Кстати, важная мысль: Анна часто мыслит по-мужски, и некоторые исследователи видели в этом особенность художественной манеры писателя.
Точно ли показана эпоха в картине? На этот вопрос наш собеседник дал такой ответ:
- Мне не совсем нравится картинка русско-японских событий. Слишком много кровавых подробностей, отвлекающих от сути и смысла. В остальной же части повествования нет ничего раздражающего. Говорю вам как человек, связанный с XIX веком в силу специальности всю свою жизнь.
- Фильм яркий, с настроением - словом, понравился, - вторит Ремизову Галина Федосеева, старший научный сотрудник музея-усадьбы Толстого «Ясная Поляна». - Не вижу ничего дурного в том, что показана только одна линия романа: история Анны глазами Вронского.
Режиссер имеет право на собственное художественное видение, если оно не нарушает структуру и общую атмосферу романа. Понравились ли артисты? И тут режиссер имеет право на свой выбор. А сыграли они все, на мой взгляд, хорошо.
А вот от Георгия Ореханова - доктора исторических наук, специалиста по русской культуре XIX века - прозвучало довольно неожиданное признание:
- Я решил не смотреть эту картину принципиально, узнав, что в главной роли будет Боярская! Какая из нее, извините, Каренина?! Надо, чтобы артист по уровню культуры дотягивал до образа хотя бы немного. Нет и еще раз нет. Для меня образцом остается советский фильм режиссера Александра Зархи, где Анну играла Татьяна Самойлова. Вот это настоящая толстовская Каренина. И никто другой!
Марта Черемнова
Фото Кинопоиск