Отечественные ТВ и кино пребывают в глубочайшем кризисе. Об этом в интервью «МН» заявили сразу два маститых режиссера.
Юрий Грымов запомнился целым рядом кинопроектов, сделал себе громкое имя. А сейчас все больше работает на театральной сцене. За последние два года режиссер поставил два спектакля - похоже, в кино он себя больше не видит.
- Юрий, так неужели с кино в вашей жизни покончено?
- У меня могут быть планы, но давайте будем реалистами. Нет экономической поддержки проектам, поэтому разговоры об успехе русского кино просто смешны. Две картины в год как-нибудь выходят, а остальные - в колоссальных убытках, для государства в том числе. Сейчас снимать кино - это жечь деньги на костре, и я не могу обманывать инвесторов. Но и мировое кино серьезно просело, и это, я считаю, закат кинематографа. Победил маркетинг. Любая кинокомпания стала больше похожа на агентство, а не на творческую студию. В прокате подростковое кино, которое ничему не учит, вы просто приходите погреться в зале и посмотреть на мелькающие картинки. Все то, что мы раньше называли «кино», сегодня переметнулось на территорию американских телеканалов. Вот там создаются очень достойные, действительно похожие на кино картины, где играют мегазвезды и участвуют большие режиссеры. В России этого перехода еще не случилось. Наши сериалы в категории латиноамериканских, назвать их высокохудожественными... Ну с натягом три-четыре сериала, в том числе мой - «Казус Кукоцкого».
- Так наши телеканалы не могут или не хотят?
- ТВ напрямую связано с экономикой. Но мне, безусловно, мало что нравится, я вижу на экране одни и те же лица. Телеканалы не хотят рисковать, работают с одними и теми же студиями, актерами, которых они сами же утверждают. Обслуживают аудиторию 50+. А молодежь сидит в интернете и качает американские сериалы. Если Россия не будет производить минимум 200 картин в год, индустрией это назвать нельзя. Я считаю, что должны быть представлены все жанры, как это делается в Америке: и авторские фильмы, и мейнстрим, и зрительские. А у нас привыкли снимать фильмы к датам и отчитываться, на что потратили деньги. Называть это индустрией просто смешно...
В отличие от коллеги Сергей Гинзбург - кинорежиссер востребованный. Постоянно снимает фильмы и сериалы и очень даже успешные - «Любовь-морковь 3», «Сын отца народов»... Но тем не менее и он резко критикует отрасль, особенно за обилие так называемых ремейков.
- Сейчас одни переделки: «Служебный роман», «Кавказская пленница». И у меня возникает вопрос: а старые что, плохие? Есть замечательный фильм «Любовь и голуби», так давайте еще его переснимем, - негодует Сергей. - Знаете, есть такая пословица «Пишущих людей много, писателей мало». Если делать ремейки, то нужно понимать, для чего. Например, если берешь Пушкина и делаешь «Дубровского». У Александра Сергеевича ведь простая история: был благородный разбойник, который мстил обидчику за поруганную честь отца и обездоленных людей. А кто сейчас может быть благородным разбойником? Данила Козловский, который тупо слямзил портфель с деньгами у чиновников?
К сожалению, у наших авторов не хватило ума и денег. Если ты хочешь ответить Александру Сергеевичу, то делай это или талантливо, или не делай вообще. Каждый раз, когда берешься снимать, нужно отвечать на миллионы вопросов. Нужно пропустить тему через себя, найти эквивалент сегодняшнего дня. Но самое главное, повторюсь, спросить у себя: ради чего? Ради портфеля, в котором лежит много евро? У Пушкина было дело не в евро, а в благородстве души, жаль, что наши молодые продюсеры этого не поняли...
Ольга Лаптева, Анжела Якубовская
Фото FOTOBANK.COM