Прошедший год выдался для столичной милиции совсем не простым. Достаточно вспомнить и несколько громких заказных убийств, серию "загадочных" смертей высокопоставленных сотрудников банков, несколько перестрелок чуть ли не в центре Москвы. Какие программы являются сегодня первоочередными для столичной милиции? Готова ли она остановить волну преступлений со стороны приезжих и мигрантов? Как разгрузить дороги Москвы? На эти и другие вопросы отвечает сегодняшний гость - начальник ГУВД по г. Москве генерал-полковник милиции Владимир ПРОНИН.
- Владимир Васильевич, вы известны не только как начальник ГУВД, но и как "строитель" и новатор. Именно по вашей инициативе были построены важнейшие милицейские объекты, например здание милиции общественной безопасности города. Именно при вас на полную катушку заработала служба "02"... Расскажите, какие еще нововведения планируются в ближайшее время?
- Первое, что бы я хотел сказать, что мы будем и строить, и укрепляться, и модернизироваться. Ведь что такое органы внутренних дел крупнейшего мегаполиса? Это целый комплекс вопросов, которые нужно решать во что бы то ни стало - от строительства и кирпичей до сложнейших уголовных дел и тончайшей оперативной работы. И для решения любого из этих вопросов нужны профессионалы. Никакая система не будет работать, если не будет совокупности всех составляющих. А чтобы с людей требовать, нужно сначала им создать условия - это самый главный принцип, меня этому учили еще в советские годы. Поэтому, куда бы я ни пришел работать, я первым делом создаю условия, а уж потом, естественно, жестко требую отдачи.
Если говорить конкретно о ближайшем строительстве, то мы планируем модернизацию здания УВД Южного округа на Каширском шоссе и будем строить новое 16-этажное здание Западного УВД, которое будет самым красивым и, что немаловажно, самым современным в плане технической оснащенности. Следующая наша программа - реконструкция районных отделов внутренних дел, а в большинстве случаев строительство новых зданий взамен устаревших, оснащая их по последнему слову техники. К слову, перед этим у нас была программа по обеспечению городской милиции транспортом, и мы ее практически выполнили. Только в прошедшем году закупили полторы тысячи "Фордов" и в этом запланировали покупку еще 300 машин...
- Почему именно "Фордов", а не наших, отечественных?
- Потому что при наших сложных дорожных условиях, к сожалению, и "Соболи", и "Газели", и "Жигули" уже через два года начинают сыпаться, а "Форды" и другие иномарки - нет. Следующая программа, над которой мы сейчас работаем, - это создание разветвленной сети общественных пунктов охраны порядка, развитие института участковых оперуполномоченных. Основная задача - приобщить население к охране общественного порядка по месту жительства, чтобы люди знали своих активистов и надеялись на защиту не только со стороны работников милиции. Многолетний опыт показывает, что это очень важная силовая составляющая в борьбе с преступностью по месту жительства населения. Между прочим, сегодня в Москве уже работают и приносят огромную пользу 777 таких пунктов. Сейчас мы их оснащаем компьютерами, проводим оптико-волоконные линии связи, приняли специальный закон, касающийся работы этих пунктов, ввели штатную должность председателя совета, которую, как правило, занимает человек подготовленный - из числа бывших наших сотрудников или сотрудников других спецслужб. Словом, за этот правовой институт мы взялись серьезно и хотим, чтобы до конца года он заработал на полную мощь.
- Уважаемый Владимир Васильевич, наружные и подъездные точки видеонаблюдения принесли ожидаемую пользу? Расскажите об этом подробнее.
- В Москве сейчас функционируют 60 тысяч таких точек, и их установка была жизненно необходима. Подобные системы работают во всем цивилизованном мире, и их пользу трудно переоценить. Основная наша задача - объединить все электронные системы города, вывести их на единый пульт. К сожалению, сейчас они работаюm/разрозненно. Завершая эту тему, могу сказать, что все перечисленные программы уже работают, и квартирных воров мы "отпугнули", и раскрываемость в целом повысилась. Только с помощью видеонаблюдения в ушедшем году раскрыто более 300 тяжких и особо тяжких преступлений.
- В прессе писали, что якобы в метро будет внедрена специальная программа распознавания личности, использующая базы данных ГУВД. Это реально?
- К сожалению, на сегодня это больше наши проекты. Если это было бы до конца реализовано, мы бы переловили всех преступников, которые находятся в розыске. Но это не означает, что метрополитен для нас особо проблемная зона. Между прочим, в Париже и Мадриде местные специалисты мне сказали, что считают нашу систему безопасности в метро лучшей, чем у них.
- Интеллектуальный и профессиональный уровень личного состава сотрудников ГУВД вырос?
- Растет. Но нарушители закона, особенно в преступлениях, связанных с электроникой, компьютерами, все равно пока порой нас побеждают. И это понятно: мы 15 лет вообще не занимались этими вопросами. Теперь ускоренными темпами приходится наверстывать упущенное. И мы наверстаем.
Могу со всей ответственностью сказать, что на сегодняшний день мы многое сделали. Кроме главного - зарплаты для наших сотрудников. Понимаю, что эта тема давно набила оскомину, но это наша ахиллесова пята. У нас же ни выходных, ни "проходных" практически не бывает. Что ни праздник - весь личный состав на работе. Ни одно ведомство в таком режиме не работает.
- Власти что-нибудь обещают?
-. Отдельные чиновники говорят, что, "если в МВД платить зарплату, как в других спецслужбах, сразу наступит дефолт или скачок инфляции". Считаю это неправильным. И вместе с тем при сокращении милиции необходимо зарплату уравнивать с другими ведомствами, чтобы довести ее до уровня врачей и учителей, которым у нас в Москве сейчас платят уже более 30 тысяч.
- Сейчас много споров по поводу реформирования ГИБДД. Ваше мнение: что именно там нужно реформировать?
- Сейчас в проблемах ГИБДД все разбираются. Все дают рекомендации, все критикуют. Я считаю, что нужно интенсивнее и качественнее строить дороги в России, а параллельно сокращать количество сотрудников ГАИ. Как за рубежом. Должны быть прекрасная, оснащенная электроникой дорога и инспектор "на пульте".
- А как решить эту проблему в Москве?
- Во-первых, в Москве слишком много субъектов, которым мы обеспечиваем "неэлектронный" проезд... Решение проблемы, на мой взгляд, одно: хотя бы до внешних границ Московской области нужно делать хорошие магистрали такого же класса, как и в Москве, чтобы они "растаскивали" мегаполис. Иначе никак - хотим мы этого или не хотим, но слишком много машин одновременно находится и съезжается в столицу.
- Власти говорят, что на это в бюджете нет денег...
- В этом надо делать приоритет. Посмотрите, что после войны делали немцы?! Они все деньги вкладывали в дороги. Будут у нас хорошие дороги - и гаишников станет меньше.
- Обнародованы данные, что якобы уровень преступности со стороны приезжих в Москве пошел на спад...
- Это неправда. За прошедший год уровень преступности со стороны иногородних вырос на 10 процентов и составляет на сегодня 43 процента от общего числа раскрытых преступлений в столице. А раскрывать их при этом намного сложнее.
- Ваше мнение по поводу "проблемы мигрантов".
- Абсолютно понятно, что Москве нужно мигрантов столько, сколько нужно, а не столько, сколько едут. Приезжающая масса абсолютно нерегулируема и неподконтрольна. Более того, как я уже сказал, уж слишком много с их стороны совершается преступлений. По нашей статистике, как тяжкое преступление, то, как правило, преступник - иногородний... Как решить эту проблему? Должно быть государственное регулирование миграционных процессов, а еще лучше - строить государственную политику так, чтобы люди не вынуждены были ехать в Москву на заработки, а находили работу по месту жительства. Обратите внимание: белгородцев в Москве редко встретишь. Почему? Потому что там вся инфраструктура работает. Зачем им ехать неизвестно куда, когда у них есть стабильная зарплата, работа, свой дом, земля?!
- Владимир Васильевич, и напоследок. Сегодня СМИ говорят о проблеме скинхедов и прочих группировках националистического толка...
- Как такового скинхедского движения, по крайней мере организованного, сейчас в Москве нет. Но есть молодежная проблема другого рода. Она в том, что в течение последнего десятилетия XX века у нас вообще никакой идеологии не было, о преданности государству, Отечеству не было даже разговоров, я уж не говорю о целенаправленной работе по патриотическому воспитанию. Мы когда-то гордились, что у нас самая образованная и самая читающая страна, у нас обязательное среднее образование. Теперь мы все это восстанавливаем. Нужно вырабатывать систему государственной идеологии, она должна быть без всякого вранья и лукавства и должна быть реальна. Иначе огромных проблем с молодежью в будущем нам не избежать. А возьмем некогда воспитывающую роль кино и телевидения! Ничего же в помине не осталось. Уборку урожая не показывают, сдачу красивых зданий и сооружений не увидишь, на экране не встретишь ни народных умельцев, самородков, которыми издревле славилась наша земля... А только "убили", "раздавили", "расстреляли", "заказали". Считаю, что планы президента России и сегодняшние реалии создают оптимизм в том, что жизнь наша все равно будет лучше, а преступность все равно будет сокращаться.