Новости экономики и финансов
6141 | 0

Золотая атака на доллар

Российский Центробанк стремительно наращивает запасы золота  в своих хранилищах. К чему бы это?

Золотая атака на доллар
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Конечно, Центробанк покупал золото и раньше. Скажем, в прошлом году ЦБ приобрел 80 тонн желтого металла, а с 2005 года золотой запас страны вырос более чем втрое. Но после начала украинского кризиса и введения антироссийских санкций масштабы «шопинга» значительно выросли. По данным Международного валютного фонда, общий вес центробанковских сокровищ достиг 1168,7 тонны. Таким образом, по этому показателю наша страна вышла на пятое место в мире, опередив Японию, Швейцарию и Китай. Некоторые западные комментаторы говорят о растущем как на дрожжах российском золотом запасе как о «тайном оружии Кремля в экономической войне с Западом». Неужто и впрямь скоро покажем недругам кузькину мать?

ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Эльвира Набиуллина четко заявила, что это делается «с целью диверсификации наших золотовалютных резервов (ЗВР)», то есть ради изменения их структуры. На сегодняшний день доля золота в ЗВР составляет чуть более 11%. Остальная, «бумажная», часть распределяется следующим образом: 44,1% номинировано в долларах США; 41,5% - в евро; 9,3% - в фунтах стерлингов; 3,3% - в канадских долларах; 1,1% - в долларах австралийских; 0,7% - в иенах и юанях.

Действия ЦБ являются частью просчитанной внешнеполитической стратегии, считает большинство западных экспертов. Цель - сохранить пространство для маневра в случае еще более жестких западных санкций. Золото выполняет функции мировой валюты и в этом смысле является альтернативой доллару. При этом желтый металл обладает несомненным преимуществом перед американскими и любыми другими дензнаками: ни у кого нет монополии на его производство. «Увеличение российского золотого запаса - это своего рода декларация независимости от Америки, - полагает берлинская газета «Ди Вельт». - Столкнувшись с санкциями, Москва не хочет держать свои резервы в западных финансовых инструментах».

Весь вопрос - как далеко может зайти «война за независимость»? «Мы не можем раскрывать дальнейшие планы по управлению золотовалютными резервами», - категорична Эльвира Набиуллина. Но если считать, что и впрямь имеется некий четкий долгосрочный план, то по логике он разбивается на две части. Задача-минимум - обеспечить некую страховку на случай, если Запад пойдет на крайние меры, например, на замораживание российских валютных резервов или отключение российских банков от системы международных финансовых расчетов SWIFT. Задача-максимум - изменить саму международную финансовую систему, которая, по словам Владимира Путина, «чрезмерно зависит от валютно-финансовой политики американского руководства».

ТЯЖЕЛЫЙ МЕТАЛЛ

Первую задачу можно считать практически решенной: почти 1200 тонн золота - страховка по мировым стандартам весьма неплохая. НЗ рассчитан на то, чтобы, как говорится, день простоять да ночь продержаться. Но проблему эдакого масштаба не решил бы даже полный перевод ЗВР в золото. Последнее, кстати, невозможно чисто технически: столько «презренного металла» на мировом рынке попросту нет.

Кроме того, что касается нужд сегодняшнего дня - а нужды эти, как известно, заключаются в первую очередь в стабилизации курса рубля, золото представляет собой куда менее удобный актив, чем обычная валюта. Для того чтобы реализовать его, требуется определенное время: нужно найти покупателя, договориться о цене... И не дай бог, рынок узнает о сделке - котировки мигом обрушатся. Впрочем, от потерь не гарантирует даже крайняя осмотрительность: цены на золото прыгают хоть и с меньшей амплитудой, чем нефтяные, но тоже довольно резво. Короче говоря, не исключено, что количество золотых слитков в хранилищах ЦБ некоторое время продолжит расти, но вряд ли увеличится в разы.

Что же касается задачи №2, максимум, то тут все зависит от того, как много у нас будет союзников: менять мир в одиночку - дело неподъемное и неблагодарное. Формально с единомышленниками все в порядке: на летнем, бразильском саммите БРИКС был подписан договор о создании так называемого пула условных валютных резервов, он же Резервный фонд БРИКС, который будет чем-то вроде кассы взаимопомощи. Казалось бы, вот он - первый шаг к прекращению гегемонии доллара. Но судя по тому, что все расчеты между участниками «условного пула» будут вестись в безусловных привычных баксах, путь к полной дедолларизации мировой экономики будет очень и очень долгим.

Андрей Владимиров

Диаграмма А. Хорошевский

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.