Но эффективны ли эти расходы, если ни громких научных прорывов, ни Нобелевских премий, ни даже патентной активности у нас особо не наблюдается?
Любую экономику двигают вперед прежде всего человеческие умы и передовая наука. Эти банальные истины не стоило бы здесь напоминать, если бы о них помнили наши столпы чиновничества, которые определяют, кого профинансировать, а кому дать захиреть, так и не сделав важное открытие, не создав нечто новое и выгодное для рынка, не оформив даже нового патента…
ЛЕГКО ЛИ ОФОРМИТЬ ИЗОБРЕТЕНИЕ?
И вот, кстати, выясняется, что та самая патентная активность, которая является важным показателем реального состояния дел в научной среде, в нашей стране значительно ниже, чем во многих других странах.
Вот немного статистики: на 1 миллион долларов, затраченных на исследования и разработки, в России приходится 0,7 патентной заявки, тогда как в Германии этот показатель составляет 1,3, в Швейцарии - 2,3, а в Японии - 2,8.
Здесь не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: эффективность государственных и частных вложений в научные разработки у нас в два раза ниже, чем в ФРГ, не говоря уж о японцах. В чем же дело?
- За ответом не надо далеко ходить, - рассуждает доктор экономических наук Сергей Завьялов. - Главный фактор неэффективного прожирания государственных денег у нас не столько бесхозяйственность и отсталость научно-производственной базы, сколько элементарная коррупция. Найдется ли хоть один крупный государственный заказ, который обошелся бы без отката? То-то и оно, вот поэтому сколько ни выделяй на науку денег, их всегда будет мало, потому что много просто воруют.
Эксперты считают, что для исправления недостатков в управлении интеллектуальной собственностью надо, во-первых, разумно поменять режим налогообложения, особенно наукоемких отраслей. Во-вторых, следует изменить подходы к инвестиционной политике. Не стоит чрезмерно вкладывать миллиарды, скажем, в пустующие потом стадионы, офисные и прочие мегамоллы, не дающие в нынешних условиях никакой прибыли. Зато стоит вкладывать их в разработки IT, новых эффективных лекарств, современных материалов.
Это понятно даже неспециалисту, однако у нас продолжают, как в тучные нулевые, финансироваться странные проекты вместо четких научных направлений, которые точно принесут прибыль в обозримом будущем, приведут к открытиям и внедрениям, которые будут запатентованы.
Но здесь есть и еще один нюанс. Изобретатель в России - бесправный и, как правило, нищий человек. Так уж исторически повелось. А сегодня, чтобы вести делопроизводство и подать патент, надо до 100 тысяч рублей. Это отталкивает от патентования тысячи российских Кулибиных, поэтому и заявок в год у нас кот наплакал - 30 тысяч. Для сравнения: в Китае в год заявок на регистрацию изобретений подается 2 миллиона, там это сделать легко и просто. Вот потому их наука и производство шагают вперед, а мы топчемся на месте уже который год.
КОГДА УТЕКАЮТ МОЗГИ
Для ученого, особенно молодого, крайне важно признание, общественная оценка его заслуг. И если этот ученый добился какого-то маленького прорыва в науке, его надо, что называется, холить и лелеять. Оформление того же патента ему должно субсидировать государство, кровно заинтересованное в изобретениях. (Эксперты подсчитали, кстати, что на такое субсидирование страна потратит не более 2 млрд рублей в год - крохи для бюджета, зато какие выгоды от научных прорывов мы можем получить!)
А пока этого нет и, увы, не предвидится, талантливые молодые ученые всеми силами рвутся уехать туда, где их пригреют, оценят и внедрят на пользу своей экономике их изобретения. То есть на Запад. Бегство умов, по некоторым оценкам, приняло в последние десятилетия у нас катастрофический характер.
По данным на 2019 год, Россию покинули уже более 11 миллионов человек. Страшно то, что бегут из страны профессионалы с высшим образованием (до 70% уезжающих), а прибывают разнорабочие из Средней Азии. О каком развитии науки, о каком росте патентования изобретений мы можем говорить в таких условиях?
Мозги в современном мире - это деньги и прибыли. И если российские чиновники не осознают данный постулат, то убыток производственных секторов российской экономики от убыли мозгов и изобретений из страны будет только расти.
Уже сегодня, по подсчетам экспертов НИУ ВШЭ, этот убыток превышает 3,5 триллиона рублей в год. Упущенные доходы от экспорта превышают 2,2 триллиона рублей, а потери творческого сегмента - около 300 миллиардов рублей.
Некритично для мощной экономики РФ? Ну возможно… Скажете: пусть себе бегут, переживем? Конечно, переживем… и вам в ответ радостно улыбнется укладчик бордюров с бывшего советского юга.
Евгений Малякин.
Фото: ADOBESTOCK