В последнее время обозначилась еще одна - мало денег и много денег. Ее во всю эксплуатирует правительство.
Минфин сообщил, что по итогам января - октября федеральный бюджет РФ исполнен с профицитом, дополнительно получено 3,022 трлн рублей дохода. А год назад бюджет был в минусе почти на 300 млрд рублей. Выходит, растем и жизнь налаживается?!
По заявлению депутата от «ЕР» Андрея Исаева, бюджет перевыполняется, что якобы свидетельствует о стабилизации экономической ситуации в РФ. Но в это не слишком верят в правительстве. Если парламентарии в Госдуме при рассмотрении проекта бюджета на 2019-2021 годы пытались увеличить расходы, то Минфин с маниакальным упорством требует отложить рубли в заначку резервных фондов и не направлять их в социальную сферу (на выполнение майского указа президента), не инвестировать в промышленность.
Практика показывает, что мнение исполнительной власти всегда будет решающим при голосовании в Госдуме, во всяком случае для фракции «ЕР». А финансировать поставленные Владимиром Путиным социальные задачи, по мнению ряда экономистов, правительство станет через повышение НДС, то есть за счет самих граждан. (Но это отдельная тема.)
Здесь возникает острый вопрос. Если экономическим властям, постоянно жаловавшимся на нехватку денег, вдруг привалил такой профицит, почему они даже не пытаются использовать его ни на повышение благосостояния граждан, ни на развитие экономики? Это некомпетентность, неумение вложить средства или сознательная политика - держать граждан страны в бедности, с туго затянутыми поясами?
Некомпетентность просматривается как минимум в утверждениях, что поступление денег в социальную сферу увеличит инфляцию, а они все равно будут «проедены» населением. В развитых странах давно поняли, что чем больше у людей денег (зарплаты, пособия и т. д.), тем больше они покупают, развивая и потребительский рынок, и промышленность, которая на него работает, а значит, и экономику.
Наши министры, тесно общаясь с западными коллегами, не могут не знать столь очевидных истин. Но не следуют им, рассматривая и профицит как стихийное бедствие. Тогда второй вариант - это внутренняя политика, ориентированная на бедность? Давно известно, что люди даже со средним достатком гораздо более самостоятельны и независимы, способны точнее оценивать действия правительства и предъявлять ему претензии. А вот те, кто обречен на нищету и выживание, сильно зависимы от властей и вынуждены быть покорными и послушными в ожидании подачек сверху. Пока, конечно, жареный петух не клюнет.
Вся логика происходящего в России в 1990-х и 2000-х свидетельствует о высокой вероятности выбора у нас именно этого принципа государственного управления. Проверенного, отработанного, но при определенных обстоятельствах крайне рискованного.
Примеры уже были.
Алексей Воробьев.
FOTOLIA